Реконструкция

Стригиль - скребок для очищения тела

Нет, это не лопатка для обуви, как вы могли бы подумать ;)

#Стригиль - скребок для очищения тела. Во времена древних римлян, когда не было мыла, гелей для душа, шампуней, скрабов и прочих достижений химии, всю грязь, пот и пыль с тела соскребали такими скребками.
Чаще всего стригиль делали из бронзы и хранили пристегнутым к небольшому сосуду с маслом (зачастую ароматным), который назывался #арибаллос.
Весь процесс очищения был последовательным: римлянин шел в баню, там нанимал раба, который намазывал его маслом, а затем усердно скоблил и тер господина.

Больше похожий на орудие пытки, стригиль был разных размеров — для различных частей тела, а поэтому у рабов всегда при себе была их целая связка. Зажиточные римляне гравировали стригили, и у спортсменов, например, они были украшены сценами из спортивной жизни — гонками на колесницах или чем-то подобным.

Также стригилю приписывали тонизирующий эффект, как нынешнему массажу или скрабу. Стригиль был так популярен, что, к примеру, был изображен в руках у статуи атлета Апоксиомена, счищающего с себя им песок после соревнований.
 

Стригиль
Стригиль

 

 

 

Стригили.<br>Бронза.<br>Конец I в. до н. э. — нач. I в. н. э.<br>Милан, Городской археологический музей.
Стригили.
Бронза.
Конец I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Милан, Городской археологический музей.

 

 

Стригиль, пристегнутый к небольшому сосуду с маслом, который назывался арибаллос.
Стригиль, пристегнутый к небольшому сосуду с маслом, который назывался арибаллос.

 

 

Стригиль, реконструкция Legio V Macedonica
Стригиль, реконструкция Legio V Macedonica

 

 

cцена в римских термах, соскребание грязи при помощи стригилей
cцена в римских термах, соскребание грязи при помощи стригилей

 

 

Апоксиомен. Деталь.<br>Мрамор. Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.<br>Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.
Апоксиомен. Деталь.
Мрамор. Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.

 

 

Апоксиомен. Мрамор. Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.<br>Инв. № 1185.<br>Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.
Апоксиомен. Мрамор. Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Инв. № 1185.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.

 

 

Два атлета.<br>Килик краснофигурный. Аттика.<br>Мастер Лондон E106.<br>Глина. Кон. V в. до н. э.<br>Высота 10,5 см; диаметр 32 см.<br>Инв. № Б. 4526.<br>Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Два атлета.
Килик краснофигурный. Аттика.
Мастер Лондон E106.
Глина. Кон. V в. до н. э.
Высота 10,5 см; диаметр 32 см.
Инв. № Б. 4526.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

 

 

Апоксиомен (атлет, очищающий тело стригилем).<br>Бронза. Римская копия греческого оригинала Поликлета ок. 320 г. до н. э.<br>Инв. № 129.<br>Вена, Музей Эфеса.
Апоксиомен (атлет, очищающий тело стригилем).
Бронза. Римская копия греческого оригинала Поликлета ок. 320 г. до н. э.
Инв. № 129.
Вена, Музей Эфеса.

 

 

Апоксиомен (атлет, очищающий тело стригилем).<br>Бронза. Римская копия греческого оригинала Поликлета ок. 320 г. до н. э.<br>Инв. № 129.<br>Вена, Музей Эфеса.
Апоксиомен (атлет, очищающий тело стригилем).
Бронза. Римская копия греческого оригинала Поликлета ок. 320 г. до н. э.
Инв. № 129.
Вена, Музей Эфеса.

 

(Среда, 3 Мая 2017)