22 october 2018 | |
160 Надо сказать, каковы хлебопашцев суровых орудья, Те, без которых нельзя ни засеять, ни вырастить жатву. Первым делом – сошник могучего гнутого плуга, С медленным ходом колес элевсинской богини телега, И молотильный каток, волокуша и тяжкие грабли; 165 Не обойтись без простых плетеных изделий Келея И деревянных решёт, мистических веял Иакха, — Предусмотрительно ты изготовишь все это задолго, Если достойной ты ждешь от полей божественных славы, Для рукояти в лесу присмотрев молодую вязину, 170 Изо всех сил ее гнут, кривизну придавая ей плуга. В восемь от корня ступней протянув деревянное дышло, Приспособляют хватки, а с тылу – рассоху с развилкой. Валят и липу в лесу для ярма, и бук легковесный Для рукояти берут, чтобы плуг поворачивать сзади. 175 Дерево над очагом подлежит испытанию дымом. Комментарии: Стих 163. Элевсинская богиня – Церера. Центром ее культа был Элевсин близ Афин, где совершались культовые таинства – элевсинскне мистерии. Стих 165. Келей – мифический царь Элевсина, которого сама Церера научила плести корзины из прутьев. Стих 166. Деревянные решета, веяла. – Эти изделия использовались в культовых церемониях, посвященных Церере и Вакху. Источник: Публий Вергилий Марон. Собрание сочинений, г. Санкт-Петербург, Биографический институт "Студиа Биографика", 1994, с. 67, 427. "Георгики", Книга I, стихи 160-175 #поэзия@romae_antiquae #Вергилий@romae_antiquae Римский колёсный плуг. Современная реконструкция. |