Новости легиона

09 Июля 2014

Иудейская война


ПРИЧИНЫ I ИУДЕЙСКОЙ ВОЙНЫ Среди непосредственных причин обострения отношений между Иудеей и Римом была жестокая политика римского наместника Флора, 64-66 годы н. э. Иосиф Флавий возлагает на него ответственность за ухудшение положения в стране и даже обвиняет его в совершении намеренных провокаций с тем, чтобы инспирировать еврейское восстание. ("Иудейская война", 2:15:3; 2:15:1.) Не исключено, что Иосиф Флавий сознательно преувеличивает роль провокаций Флора, стремившегося подтолкнуть евреев к восстанию, которое по-могло бы ему скрыть свои преступления. Вместе с тем о жестокости последних наместников Иудеи свидетельствует также римский историк Тацит: "...И все же евреи проявляли терпение до тех пор, пока Гессий Флор не стал прокуратором, и тогда разразилось восстание" "История", с. 10. Политика Флора возбудила ненависть в народных массах, и это серьезно ослабило влияние умеренного политического руководства. Так, например, Флор вызвал ярость евреев тем, что под фальшивым предлогом изъял деньги из храмовой казны. Евреи громко заявляли свои протесты, а некоторые из жителей города начали публично насмехаться над Флором, проходя по городу с мисками в руках и прося подать милостыню в пользу несчастного Флора. "Иудейская война", 2:14:6. В ответ Флор послал солдат против толпы протестующих евреев. Многие были убиты и ранены в результате стычки. Сохранились свидетельства того, что Флор отклонил просьбы со стороны умеренных еврейских руководителей и сестры Агриппы II Береники о прекращении резни. Еще одно кровавое столкновение произошло после того, как многочисленные евреи откликнулись на просьбу руководства и вышли на улицы, чтобы приветствовать легионеров Флора, прибывших в город из Кесарии. Однако Флор заблаговременно приказал своим солдатам напасть на евреев и расправится с ними без жалости. Так дружеский жест обернулся кровавой трагедией. Подобные события переполнили чашу терпения евреев и привели в конце концов к народному восстанию. Евреи вышли с оружием в руках против солдат Флора. В начавшемся бою они не позволили римлянам захватить Храм и овладеть крепостью Антония. Флор был вынужден вернуться в Цезарею. Он оставил в Иерушалаиме подразделения, которые не участвовали в схватках с евреями, и ограничился заверениями еврейских руководителей о том, что в городе будет соблюдаться спокойствие (там же, 2:16:3-6). Есть и другая версия происходящих событий. После подавления первых беспорядков в Иерушалаиме, в наказание за неповиновение Флор отдал часть города на разграбление своему войску и распял или предал бичеванию многих жителей города. Вслед за этим прокуратор потребовал, чтобы жители Иерушалаима, в знак своей верноподданности, вышли встречать две когорты римских солдат, прибывшие из Кесарии. Народ подчинился, но когда солдаты не ответили на приветствия, люди начали возмущаться. Тогда солдаты напали на жителей и, учинив резню, стали теснить их к городу. В результате кровопролитных столкновений между жителями города и солдатами Флора последний предпочел покинуть Иерушалаим, оставив там одну из когорт для поддержания порядка. Агриппа II прибыл в Иерушалаим По предложению Элазара, сына первосвященника Ханании, было отменено ежедневное жертвоприношение за здоровье императора - шаг, равнозначный официальному объявлению войны. Версия этого происшествия по-разному описана у Флавия и в Талмуде. Ты можешь сравнить оба варианта: Живая связь, с. 102-104, Агада, с . 246-247. Прочти приведенный ниже отрывок и подумай, чем было вызвано рождение этой версии. Несмотря на кризис и духовной и культурной сфере, Римская империя пребывала па вершине своей политической и военной мо-щи. После удачных войн с парфянами и в Европе завоеваны Галлия, половина Англии, огромные пространства на западе, в центре и на востоке ее, а также не только вся северная часть Африки, включая Египет, но и территория вглубь Судана. Границы были предельно расширены. Римская империя располагала в то время 28 легионами, разбросанными по всем регионам, причем, только не более трех из них были дислоцированы на востоке, в Сирии, Египте и в Иудее. В составе одного легиона обычно находилось не менее 4 000 человек. Отношения между Иудеей и Римом не были простыми, и все же Рим стремился свести проблемы с провинциями к минимуму. Данью уважения к императору был особый налог, который евреи платили за право не поклоняться, как все другие народы, статуе императора, Ходатаи от еврейского населения объяснили римлянам, что они не поклоняются статуе императора не потому, что желают оскорбить его, а потому, что они вообще идолам не поклоняются, и готовы возместить убыток другим признаком почтения. Со своей стороны император, решая проявить особую милость к подданным из различных этнических групп, проживавших на террито-рии Римской империи, иногда посылал жертвоприноше-ния местным богам, желая напомнить, что он — хозяин. Все это говорило о росте количества людей, непримиримо настроенных в отношении к Риму. состоялось на чердаке дома Анания, сына Езекии, сына Гарона. В ходе него "школа Шаммая взяла верх над школой Гилеля, и в тот же день решили о восемнадцати вещах". Трактат Шабат, 1:4. Мишна, как уже было сказано, не приводит какого-либо разъяснения, однако в Иерушалаимском Талмуде содержит-ся более подробное описание событий, происшедших на этом собрании мудрецов (Иерушалаимский Талмуд, Шабат, 1:4,3:73). Из данного отрывка становится ясно, что были приняты решения или установлены правила религиозного, политического и экономического характера. Наиболее важным из них является реше-ние о полном обособлении от неевреев и о прекращении всяких экономических и торговых связей с ними вследствие их ритуальной нечистоты. Данные установления были призваны укрепить святость еврейского народа и оказать поддержку противникам римской власти. Принятые решения отражают усиление экстремистской радикальной ли-нии в Иерушалаиме накануне восстания. Его результатом стала победа школы Шаммая над представителями школы Гилеля, которые отличались своей умерен-ностью и готовностью к компромиссу и не возражали против сотрудничества и контактов с язычниками. При помощи новых постановлений, которые вернули к жизни полузабытые законы о полном разделении между ев-реями и неевреями, крайние представители школы Шаммая стремились, возможно, склонить народ к бунту против Рима.

Древний Рим

Древний Рим

римская империя
1417
Поделиться с друзьями в: