Новости легиона

27 Декабря 2014

Римские кавалерийские шлемы для hippika gymnasia

Римские кавалерийские шлемы для hippika gymnasia. Данные шлемы и маски использовались всадниками во время особых состязаний, называемых "гиппика гимназия" (лат. hippika gymnasia). Наездники, вооруженные учебным оружием, проводили серию сложных перестроений. Завершались учения великолепными конными соревнованиями - hippika gymnasia. Эти соревнования проводились на плацу, расположенном за пределами форта. Арриан («Tactica», 34-44) дает полное описание hippika gymnasia, в котором участвовало два соревнующихся конных отряда. Соревнования проходили в присутствии старших военачальников и почетных гостей. Один из отрядов атаковал, тогда как второй отряд отражал атаку, метая в противника учебные дротики «без железа». Затем отряды менялись ролями, атакующие переходили к обороне, а оборонявшиеся атаковали. Так римская конница отрабатывала способность, двигаясь галопом, быстро и метко метать дротики, при этом защищаться от дротиков, пущенных противником. По-видимому, вплоть до конца правления Адриана римская конница постоянно поддерживала свою боеспособность, проводя подобного рода учения. Правитель Каппадокии Арриан в 131 году предпринял инспекционную поездку по своей территории, посетив многочисленные крепости и гарнизоны их защищающие. В Иссе он наблюдал за двадцатью воинами, метавшими свои lancae. Конно-спортивные состязания (hippika gymnasia) Адриановой эпохи включали в себя адаптированные к потребностям римской армии военные приёмы и обычаи многих народов, эту армию пополнявших, или с ней встречавшихся на полях сражений (самих римлян, кельтов, иберийцев, сарматов, армян, парфян). «Кавалерийский трактат» Арриана является единственным письменным источником, дающим подробное их описание. Согласно Арриану, состязания для двух противоборствующих команд проводились на специально выровненной и подготовленной для этого площадке с трибуной для почетных гостей и зрителей (Arr. Tact. 34.1). Её размеры Арриан не указывает, результаты археологических исследований подобных соружений в Великобритании дают цифры: в длину от 87 до 160 м, в ширину от 85 до 106. Небольшие размеры позволяют говорить, что число задействованных в играх всадников достигало для одной команды максимум одной турмы (32 человека), а преобладающим аллюром была рысь, а не галоп. Состязания преследовали две цели: 1) утилитарную, являясь средством обучения конников, и 2) развлекательную или эстетическую, будучи разновидностью спортивных, парадных игр, ludi militares, проводимых в присутствии зрителей, и весьма распространенных в Риме республиканской и императорской эпохи (Polyb. 9.20; Liv. 23.35.6; 26.51.3; 40.6.5; 44.9.3–7; Plin. Minor. Paneg. 13; SHA. Max. 2.3–3.5; Veg. 2.23). Команды соревновались в выездке, маневрах и метании копий в мишень или в «противника». В ходе этого представления демонстрировались приёмы, заимствованные из боевой практики, а некоторые маневры повторяли конные упражнения, бывшие обязательной частью тренировок римской армии, и известные из речи императора Адриана по итогам смотра в 128 г. африканской армии, найденной в Ламбезе. Основная часть состязаний выполнялась в специальном «парадном» или турнирном снаряжении, состоящем из красочных хитонов, шлемов с закрывающими лицо масками, облегченных расписных щитов – для всадников и налобников – для коней (Arr. Tact. 34.2–8) На шлемах часто изображались мифологические герои и боги. Отдельные составные элементы состязания, по Арриану, включали: торжественный выезд команд на площадку (Tact. 35.1–7); атаки (с переменой ролей) на конную «черепаху» с метанием тупых (без наконечников) дротиков (Tact. 36.1–39.3), включая маневр «петринос» (Tact. 37.4–5); «кантабрийскую» атаку с использованием более тяжелых тупых копий (Tact.40.1–12). В заключительной части упражнений, где всадники соревновались в метании по мишеням и на дальность (Tact. 41.1–43.3), применялось уже боевое вооружение. В конце трактата Арриан отмечает роль императора Адриана в деле внедрения в армию новых, в том числе заимствованных у варварских народов, упражнений (Tact. 44.1–2). По ходу описания Арриан даёт свои оценки действиям всадников, обращая особое внимание на зрелищность и практическую пригодность упражнений: последнее иногда привлекается в доказательство того, что трактат мог выполнять функции инструктажа по проведению состязаний. Функции масок-шлемов были многообразны, их далекие истоки восходили к культу мертвых, драматическим маскам, военным забралам (в греческом шлеме коринфского типа и др.). Существуют четыре основные теории происхождения «парадных» шлемов в римской армии: 1) восточная (сирийская, парфянская), 2) эллинистическая, 3) фракийская, 4) италийская (этруски, греки), С эпохи Августа маски-шлемы принимают стандартизированный вид, что отражает его реформы по унификации снаряжения и вообще армейских порядков. Наиболее популярными были маски-шлемы «Александрова типа». Судя по источникам, в том числе письменным (Heliod. 9.15; Amm. Marc.16.10.8; 25.1.12) маски-шлемы (иного типа, нежели парадные) могли использоваться и в бою; практические эксперименты, проведенные под руководством Юнкельманна, показали, что при встрече с использующим метательное оружие «противником», всадник в маске, защищающей полностью лицо, чувствовал себя много увереннее, хотя и имел затруднения в ориентировке из-за ограничения обзора. Арриан описывает не боевые, а турнирные шлемы с масками. Но к IV в. катафрактарии стали их носить и в бою.

 

римские легионеры

 

Рим

 

эпоха «Древний Рим»

 

эпоха «Древний Рим»

 

эпоха «Древний Рим»

 

античность

1541
Поделиться с друзьями в: