Новости легиона

31 october 2019


Участь поверженных
(автор: Алексей Козленко)

В античной Италии полководец, захватив в плен армию противника, мог поступить с побеждёнными тремя различными способами. Во-первых, он имел полное право предать их смерти, хотя традиционная мораль и осуждала такое проявление кровожадности. Во-вторых, он мог продать пленников в рабство или потребовать за них выкуп. Наконец, он мог провести их под ярмом и отпустить после этого их домой без всякого выкупа. Попробуем разобраться, в чём заключалась суть этого обычая.
Что говорят источники

Прохождение под ярмом было актом величайшего унижения побеждённых и символом их готовности принять от победителя мир на любых условиях. Ярмо (iugum), как объяснял Тит Ливий, представляло собой два копья, воткнутые вертикально в землю, между которыми горизонтально крепилось третье. Под этой символической аркой высотой менее человеческого роста, без оружия и раздевшись до исподнего, проходили воины сдавшейся на милость победителя армии. Наиболее подробно эта процедура описана в рассказе Ливия о капитуляции римлян, после того как самниты в 321 году до н.э. заперли их в Кавдинском ущелье:

«Консулов, чуть не нагих, первыми прогнали под ярмом, затем тому же бесчестию подвергся каждый военачальник в порядке старшинства и, наконец, один за другим все легионы. Вокруг, осыпая римлян бранью и насмешками, стояли вооружённые враги и даже замахивались то и дело мечами, а если кто не выражал своим видом должной униженности, то оскорблённые победители наносили им удары и убивали. Так и провели их под ярмом, причём на глазах врагов, что было, пожалуй, самым мучительным. Хотя, выбравшись из ущелья, римляне, словно выходцы из преисподней, казалось, впервые увидели белый свет, но и самый свет для взиравших на своё столь опозоренное войско был чернее мрака смерти».

Рассказы остальных историков звучат похоже. Согласно Павлу Орозию, римское войско вышло из Кавдинского ущелья без оружия и даже без одежды — победители разрешили солдатам оставить только немного самого дешёвого тряпья. Аппиан, писавший об этих событиях менее пафосно, сообщал, что вождь самнитов дал римлянам какое-то количество вьючных животных для перевозки больных и раненых, а также снабдил их продовольствием, чтобы они смогли добраться до дома.

По свидетельству историка Помпея Трога, описанный обычай имел италийское происхождение и долго оставался неизвестен за пределами Италии. Одно из первых его упоминаний в контексте римской истории связано с победой диктатора Луция Квинкция Цинцинната над эквами в 458 году до н.э. Пятнадцатью годами позже, в 443 году до н.э., Марк Геганий провёл под ярмом побеждённых вольсков. В 321 году до н.э. римлянам самим пришлось пройти под ярмом в Кавдинском ущелье. Мстя самнитам за это унижение, в 320 году до н.э. у Луцерии, в 308 году до н.э. под Алиффами, в 294 году до н.э. у Интерамны и в 293 году до н.э. у Дурония римляне воздали им той же мерой.

В ходе римской экспансии за пределы Италии этот обычай у них заимствовали другие народы. В 136 году до н.э. армию консула Гая Гостилия Манцина заставили пройти под ярмом нумантинцы в Испании. В 110 году до н.э. нумидийский царь Югурта провёл под ярмом окружённую армию Авла Постумия Альбина. Наконец, в 107 году до н.э. галлы-тигурины поступили так же с остатками разбитой ими армии Луция Кассия Лонгина. Последний эпизод в 58 году до н.э. стал для Юлия Цезаря одним из предлогов для начала кампании по завоеванию Галлии.

Существует несколько подходов к пониманию этого обычая. Первый заключается в том, что ярмо (iugum), о котором писали римские авторы, в действительности являлось копьём, и проход под ярмом на самом деле означал проход под копьём. Как утверждал римский антиквар Фест, в древности «копьё было не только оружием по определению (summa armorum), но также и символом власти (imperium)». Вергилий писал, что копьё без наконечника (hasta pura) было инсигнией древних альбанских царей, от которых впоследствии оно перешло к Ромулу и его наследникам. После упразднения царской власти в Риме, копьё как символ своей должности носили высшие магистраты, а также жрецы. В таком виде, с копьём в руках, мы видим консула Квинта Фабия Руллиана на фреске в римской гробнице III века до н.э. в сцене переговоров с самнитским военачальником Марком Фаннием. За римскими наместниками в провинциях копьё носили сопровождавшие их оруженосцы (armigeri). Императоры также носили копьё, которое в их руках сократилось в размерах и трансформировалось в короткий жезл-скипетр.

Копьё также известно как символ завоевания и присвоения захваченной на войне добычи. У греков, например, существовало представление о «земле, завоёванной копьём» (????????? ????). Согласно преданию, высаживаясь на берег в Азии, Александр Великий сначала метнул в него своё копьё. Римляне, объявляя кому-либо войну, также начинали с того, что метали копьё на вражескую территорию. Схожий обычай существовал у галлов и германцев. Их предводитель в начале боя бросал копьё во вражеское войско, посвящая его и всю будущую добычу богам. Победив, варвары уничтожали все захваченные трофеи, а пленников приносили в жертву. Римляне добычу, в том числе военнопленных, не уничтожали, а продавали «под копьём» (sub hasta) под наблюдением квестора. О существовании такого обычая писал Фест и другие грамматики. Одной из иллюстраций этого обычая является римский денарий 50 года до н.э., на котором изображена сцена продажи «под копьём» добычи и пленных. Существовал и противоположный обычай: получавшему свободу рабу хозяин вручал копьё без наконечника в знак его нового статуса свободного человека.

Когда греческий историк Аппиан рассказывал о поражении римлян в Кавдинском ущелье и о проходе армии под ярмом, он явно понимал смысл этого унижения как параллель с обычаем продажи захваченной добычи и пленных в рабство. На это указывает его комментарий к сохранившемуся описанию:

«Когда были принесены клятвы, Понтий, разрушив часть укрепления и положив на два копья, воткнутые в землю, третье копьё, предложил каждому из римлян пройти под ним (…) Этот вид отпуска на волю, который здешние жители называют «пропустить под ярмом», имеет, мне кажется, то значение, чтобы опозорить подвергаемых подобному унижению как взятых в плен на войне».

Параллелью рабскому состоянию является описанный в источниках вид римских воинов, которых победители выпустили из ущелья без оружия и раздетыми, в одних лишь набедренных повязках (subligaculum), то есть в виде, приличествующем скорее рабу, чем свободному гражданину.

Источник и статья целиком: https://warspot.ru/15781-uchast-poverzhennyh

#ДревнийРим #история #Древний_Рим #ярмо #копье #обычай #источники

Самниты прогоняют римскую армию под ярмом в Кавдинском ущелье. Реконструкция С. О’Брогана.
Самниты прогоняют римскую армию под ярмом в Кавдинском ущелье. Реконструкция С. О’Брогана.

Римляне проходят под ярмом. Художник М.Г.Ш. Глейр (1858). Художественный музей, Лозанна.
Римляне проходят под ярмом. Художник М.Г.Ш. Глейр (1858). Художественный музей, Лозанна.

Римский консул Квинт Фабий Руллиан (справа) ведёт переговоры с самнитским военачальником Марком Фаннием (слева). Римский военачальник при этом держит копьё как символ своей власти. Реконструкция римской фрески из гробницы на Эсквилине, III век до н.э.
Римский консул Квинт Фабий Руллиан (справа) ведёт переговоры с самнитским военачальником Марком Фаннием (слева). Римский военачальник при этом держит копьё как символ своей власти. Реконструкция римской фрески из гробницы на Эсквилине, III век до н.э.

17600
Поделиться с друзьями в: