Новости легиона

30 Августа 2015

Римский водяной орган


ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ПЕСНЬ Не углубляясь в этимологию, гидравлос обычно определяют как водяной оргАн, предок современного органа. Но, чтобы запомнить слово, нужно его понять. И здесь мы сталкиваемся с тем, что название этого музыкального инструмента сбивает с толку. "Водяной авлос", если бы он существовал, выглядел бы, вероятно, совершенно иначе. Данный же феномен правильнее было бы назвать гидросирингой, поскольку водонагнетательный механизм здесь совмещён не с одинарной и не с двойной флейтой, а с типичной по форме сирингой. По звучанию инструмент тоже куда больше напоминает кроткую и жалобную сирингу, нежели грубоватый и громогласный авлос. Гидравлос - самый сложный музыкальный инструмент эпохи Античности. Эпохи, которой исследователи по определению привыкли приписывать всё самое простое и незамысловатое. Поэтому возникновение его, причём не на излёте Античности, а в пору её расцвета, само по себе является загадкой. Принцип действия инструмента — воздух из насоса подаётся не напрямую в трубы для извлечения звука, а в металлическую камеру, погружённую под воду. Воздух вытесняет из неё воду и вода в сосуде поднимается. Между ходами насоса давление в музыкальных трубах не падает за счёт того, что в трубы выдавливает воздух вода. Если воздух перекачать — то он выйдет из-под полусферы пузырями и произойдёт просто сброс давления. Звукоизвлечение же здесь происходит посредством нажатия нужных клавиш — то есть это вообще первый в истории клавишный инструмент. Витрувий, Плиний Старший, Афиней и Герон Александрийский приписывали изобретение гидравлоса механику Ктесибию, жившему в Александрии за триста лет до новой эры. Тот самый Герон Александрийский через двести лет усовершенствует инструмент, подсоединив его к ветряной мельнице (!) Это освободило гидравлос от необходимости использования помощника, непрерывно вращавшего поршень во время игры, чтобы звук не прерывался. Впрочем, ещё Ктесибий соорудил для своего изобретения ресивер, который — спокойствие — обеспечивал накопление газа и ровное бесперебойное звучание инструмента. И почему его так до сих пор никто и не сумел восстановить? Гидравлос — любимый инструмент римских императоров и одного безумного актёра по имени Нерон) Инструмент был настолько популярен в эпоху принципата, что ни одно публичное мероприятие, включая принятие присяги, без него не обходилось. Но даже в дельфийской рукописи, датированной 90-м годом до н. э. есть запись о том, что некий Антипатр «покрыл себя славой», играя на гидравлосе два дня подряд, соревнуясь с другими музыкантами. После падения Западного Рима, на фоне общей технологической и культурной деградации, гидравлос уходит в прошлое и сменяется гораздо более примитивным и грубым меховым органом.

Источники:

1. http://www.popadancev.net/vodyanoj-organ-gidravlos/

2. http://classic-online.ru/ru/production/55394


Видео "Musica Romana - Gladiatorenspiele Carnuntum 2013 ? CORNU und WASSERORGEL":
Musica Romana - Gladiatorenspiele Carnuntum 2013 ? CORNU und WASSERORGEL


Видео "Musica Romana - Hydraulis (r?mische Wasserorgel) und Tuba":
Musica Romana - Hydraulis (r?mische Wasserorgel) und Tuba

1866
Поделиться с друзьями в: