Новости легиона

20 march 2020


Отделение мифологии от религии в античности

Какое у вас представление об античности? Смешные греки и римляне верили в богов на Олимпе? А вот и нет.

Взаимосвязь между религиозными учениями и философией проявилась с самого зарождения последней в Древней Греции. Одним из первых это доказал Жан- Пьер Вернан, проанализировав греческую мифологию и вдохновив своих коллег на дальнейшее изучение про­блемы. Так, Фрэнсис Конфорд начал писать о переходе в Греции от религии к мифам и, наконец, к философии. По мнению Конфорда, философия неслучайно возникла именно в Древней Греции: она появилась в связи с умень­шением влияния религии на образ жизни греков. Эта точ­ка зрения заслуживает внимания: с одной стороны, первые философы позаимствуют у мифов идеи о рождении богов и возникновении мира; но, с другой стороны, они их видоизменят согласно независимому от религиозных учении мышлению и придадут им новое содержание.

Есть три основных отличия философии от религии. Во-первых, в мифах взаимосвязи природных явлений объяснялись родством богов, например, Зевс — сын Кроноса, который в свою очередь был сыном Урана, и т. д. Философия же использовала более научные термины, например, этот элемент порождает тот элемент, или эти явления производят такие эффекты. Во-вторых, имена божеств Гея, Уран и Кронос философы заменили тер­минами земля, воздух, вода. Божества ушли на второй план перед реальностью физических элементов — это безусловно свидетельствовало о разрыве, но тем не ме­нее преемственность между философией и мифологией сохранилась, так как окружающий мир, изучаемый физи­ками, унаследовал из древней мифологии и религиозных учении основные понятия (гармония, справедливость, красота, стремление к упорядоченности и т. д). Наконец, появится фигура философа, отличающаяся от жреце: авторитет философа не зависел от секретов, которые он ранил, но от открытых им истин, не от тайн, а от приве­денных им доказательств.

Даже спустя несколько веков мыслители продолжали рассуждать о разрыве между философией и религией. Так, Цицерон писал: «природа богов из греческих мифов была истолкована физиками». Он взял в качестве приме­ра Сатурна (римское имя Кроноса) и Целума (римское имя Урана) и проанализировал, почему стоики отказались от древних мифологических «суеверий»: «По всей Греции распространено древнее поверье, что Целум был оскоплен сыном Сатурном, Сатурн же сам был заключен в оковы собственным сыном Юпитером. Но в этих нечестивых баснях кроется физический смысл: небесная, выше всего находящаяся, огненная природа — эфир, не имеет части тела, служащей для совокупления и рождения потомства, потому что сама от себя рождает все. В Сатурне же хотели видеть того, кто вмещает в себя бегущие и сменяющие друг друга отрезки времени. Он ведь у греков и носит соответствующее имя Кронос, что означает «отрезок времени». Но мы его называем Сатурн, он «насыщается» (saturaretur) годами. И выдумали, будто он имеет обыкновение пожирать своих детей, потому что время пожирает отрезки времени».

Оставим в стороне вопрос о достоверности филологи­ческого анализа великих греческих теогоний. В отрывке Цицерона наиболее важным является то, что здесь ви­ден механизм отделения философии от религиозного мышления. Речь не идет о полном разрыве с религией, а об изменении содержания, не о том, чтобы полностью обновить мысль, а о том, чтобы рассмотреть главные вопросы с другой точки зрения. В этом и состоит эта двойственность — разрыв и преемственность — которая с самого начала укажет на неоднозначные, отношения между философией и ее единственным серьезным про­тивником — религией. Не следует ограничиваться только древнегреческой философией. Эта тенденция настолько распространена, что она найдет свое подтверждение во всемирной истории философии.

Автор: Люк Ферри

#ДревнийРим #Цицерон #ДревняяГреция #античность #мифология #религия #Сатурн #Кронос

18718
Поделиться с друзьями в: