Новости легиона

20 august 2020


Нагота в бою и на арене стадиона

Сравнивая греческую и римскую скульптурную традицию, Плиний Старший отмечал, что греческой особенностью являются статуи в «героической наготе», тогда как римляне предпочитали облачать своих героев в «анатомические» доспехи. Отмеченная Плинием деталь характерна не только для скульптуры, но и для других жанров изобразительного искусства, в том числе живописи и мозаики. Нередко мы видим целые батальные композиции, состоящие из полностью или частично обнажённых фигур — при этом воины носят шлемы, щиты и другое оружие. Попробуем разобраться, действительно ли греки сражались обнажёнными или же это часть какой-то культурной традиции.

Ношение одежды является одной из культурных универсалий. Одежда — отличительная особенность человеческого общества, она отделяет людей от животных и цивилизованных людей от дикарей. Одежда отражает возрастную, гендерную, этническую или религиозную идентичность, социальный, профессиональный или имущественный статус. В конечном счёте выбор костюма определяется культурным и социальным контекстом, в котором он будет носиться. При этом не только сам костюм, но и его отсутствие в «одетом» обществе обусловлены определённым культурным контекстом. Необходимость вписаться в соответствующий контекст побуждает некоторых людей в соответствующих обстоятельствах облачаться в «костюм обнажённого человека».

автор: Алексей Козленко
статья полностью: https://warspot.ru/17827-nagota-v-boyu-i-na-arene-stadiona

#античность #история #спорт #скульптура #ДревняяГреция

Костюм одетого и костюм раздетого человека. Каждый представляет собой культурный код, открытый для интерпретации. Реконструкция фриза храма Зевса в Олимпии. Музей изобразительного искусства им. Пушкина, Москва. Фото Алексея Козленко
Костюм одетого и костюм раздетого человека. Каждый представляет собой культурный код, открытый для интерпретации. Реконструкция фриза храма Зевса в Олимпии. Музей изобразительного искусства им. Пушкина, Москва. Фото Алексея Козленко

Кулачные бойцы, состязающиеся облачёнными в пояса. Чернофигурная амфора, около 520 года до н.э. Археологический музей, Орвието. Фото Алексея Козленко
Кулачные бойцы, состязающиеся облачёнными в пояса. Чернофигурная амфора, около 520 года до н.э. Археологический музей, Орвието. Фото Алексея Козленко

Рельеф сокровищницы сифнийцев в Дельфах, представляющий сражение богов и гигантов. Последние изображены облачёнными в традиционные гоплитские доспехи середины — второй половины VI века до н.э. Археологический музей, Дельфы. Фото Алексея Козленко
Рельеф сокровищницы сифнийцев в Дельфах, представляющий сражение богов и гигантов. Последние изображены облачёнными в традиционные гоплитские доспехи середины — второй половины VI века до н.э. Археологический музей, Дельфы. Фото Алексея Козленко

20734
Поделиться с друзьями в: