Новости легиона

24 Сентября 2020


Татуировки римских солдат

Поскольку в греко-римских источниках татуировка ассоциируется или с экзотическим варварским обычаем, или с практикой наказания преступников и беглых рабов, совершенно невозможно себе представить её как элемент украшения римских солдат в I–III веках. Важно также, что такие авторы, как Тацит, Плутарх или Кассий Дион, описывавшие варваризацию римской армии императорского периода, обращают внимание на использование варварской одежды, украшений, оружия, религиозных верований и обычаев, жаргонных словечек, но ничего не пишут о татуировках. По-видимому, характерное для античной цивилизации преклонение перед природной красотой человеческого тела создавало стойкое предубеждение против попыток его модификации. Вся имеющаяся информация о татуировках относится к поздней эпохе, и инициатива при распространении этого обычая исходит не от рядовых солдат, а от военного командования и администрации.

Главным источником по этому вопросу является Вегеций — автор конца IV или даже первой половины V века, который в своём сочинении «Краткое изложение военного дела» упоминает об особых знаках, наносившихся на кожу новобранцам римской армии:

«Но не тотчас новобранец, принятый по набору, должен получать военную метку (punctis signorum scribendus); сначала он должен быть испытан упражнением, чтобы можно было определить, действительно ли он подходит к такому делу».

И ещё один фрагмент:

«Когда будут обозначены на коже воинов нестираемые знаки (in cute punctis milites scripti), воины заносятся в списки, и затем обычно их заставляют приносить клятву».

Из прямого смысла этих слов Вегеция следует, что в римской армии его времени существовала практика клеймения новобранцев. Исходя из озабоченности автора проблемой уклонения военнообязанных от службы, весьма чётко выраженной в тексте трактата, можно предположить, что нестираемые знаки наносились на руки солдат для того, чтобы затруднить им возможность дезертировать. Хотя при обозначении этих знаков автор сознательно избегает общеупотребимого слова stigma, используемый им термин punctum («укол, наколка») не оставляет сомнения, что речь идёт именно о татуировке, а не выжигании клейма на коже. Глагол scribere — «писать» — в этом контексте означает, что наносимые на кожу знаки представляют собой слова, буквы или цифры, а не рисунки или абстрактные символы.

Примерно к тому же времени, когда Вегеций писал свою работу, относится эдикт от 15 декабря 398 года императоров Аркадия и Гонория, адресованный магистру оффиций Гозию:

«Клеймо (stigmata), которое есть знак государственный (nota publica), следует наносить на руку работникам оружейных мастерских (fabricensium) подобно тому, как это делается в отношении новобранцев, чтобы таким образом опознать дезертиров».

Как и клеймение солдат, маркирование рук работников фабричных мастерских имело целью максимально затруднить им возможность покинуть своё место. Эдикт предписывал в отношении обеих категорий лиц формы обращения, ранее принятые лишь для беглых рабов и осуждённых преступников. Нанесение татуировки на руку вместо использовавшегося ранее клейма на лбу предписывалось указом Константина Великого 316 года. Он постановлял клеймить таким образом преступников, приговорённых к рудникам или к смерти на арене,

«поскольку лицо создано по образу и подобию божиему и, следовательно, даже в лице преступника божественная красота должна оскверняться как можно меньше».

SPQR

Как гласил эдикт 398 года, наносимые на кожу солдат и фабричных рабочих татуировки являлись знаком их государственной принадлежности (nota publica). По форме они представляли собой скорее слова, буквы или цифры, нежели абстрактные символы или рисунки. Знаменитая аббревиатура SPQR (Senatus Populusque Quiritium Romanus — «сенат и римский народ квиритов»), выбранная создателями фильма «Гладиатор», минимально подходила для этой цели, поскольку таково было официальное наименование римского государства, зафиксированное в огромном числе документов, на монетах, монументальных надписях и т.д. Из альтернативных возможностей — это мог быть номер легиона или название другой военной части, в которую распределялся рекрут для военной службы. Правда, неясно, как быть с такой татуировкой, если солдат для продолжения службы переводился в другую часть. По мнению автора, татуировкой мог являться год зачисления военнообязанного на военную службу, от которого отсчитывался срок выхода в отставку. После Феодосия Великого (379–395), отца Аркадия и Гонория, этот срок считался по императорским налоговым эдиктам.

Практика клеймения солдат являлась экстраординарной мерой, радикально противоречившей сложившимся принципам отношений между римским государством и армией. Скорее всего, она была ответом на чрезвычайную ситуацию, в которой Римская империя оказалась в правление Феодосия. Гражданские войны и варварские вторжения привели к существенному снижению численности римской армии при одновременном сокращении базы для военного набора. Чтобы справиться с кризисом императору пришлось принимать весьма радикальные решения: зачислять на службу целые варварские племена, рекрутировать в армию всех, кого только было возможно, включая стариков и инвалидов, угрожать смертью за попытку уклонения от набора. Обращение к поголовному клеймению солдат хорошо вписывается в этот ряд, засвидетельствованный в законодательстве Феодосия. Возможно, первоначально эта практика задумывалась как временная мера, однако она так и не была отменена — похоже, она сохранялась ещё при Юстиниане (527–565).

Автор: Алексей Козленко
Источник: https://warspot.ru/18057-znak-legiona

#ДревнийРим #татуировка #история #наколка #Древний_Рим

21071
Поделиться с друзьями в: