Новости легиона

15 november 2020


Железная одежда римских солдат. Часть 2.
(автор Алексей Козленко)

Первые реконструкции

В конце XV века появились первые рисунки отдельных сцен рельефного фриза Колонны Траяна, а в 1576 году Франческо Вильямена опубликовал набор из 130 гравюр, воспроизводивших его целиком. Эти гравюры положили начало дальнейшим изображениям римских воинов на книжных иллюстрациях или художественных полотнах XVII–XIX веков, которые представляли сцены из Священного писания или сюжеты из входившей в моду античной истории. Создававшие их художники обычно имели весьма смутное представление об устройстве доспеха и заботились скорее о воспроизводстве его внешней формы. Большинство изображений того времени представляют римский доспех как нечто, состоявшее из нескольких рядов горизонтальных пластин, которые опоясывали тело воина, и вертикальных пластин, проходивших над плечами.

Вопрос о том, как в действительности был устроен доспех и как друг с другом соединялись пластины, впервые возник у музейщиков, которые в последней четверти XIX века стали украшать экспозиции манекенами воинов в натуральный рост. Чтобы надеть на манекен «римский доспех», его сперва приходилось изготовить, а это ставило перед специалистами чисто технические вопросы о его устройстве.

Одну из первых попыток такого рода реконструкции предпринял отставной лейтенант армии Вюртемберга Карл Гимбель. Он долгие годы посвятил изготовлению манекенов, облачённых в доспехи воинов, начиная с эпохи античности и до позднего средневековья. По итогам своих трудов он в 1902 году опубликовал целый альбом фотографий, почётное место в котором занимал римский легионер в пластинчатом панцире. Главным источником для Гимбеля, как и для его предшественников, являлись изображения с Колонны Траяна, которые он дополнил рядом известных к тому времени археологических находок. Автор реконструкции полагал, что металлические пластины нашивались на кожаную основу, имевшую форму жилета. Доспех состоял из двух боковых секций, соединявшихся сзади при помощи шарниров. Воин надевал его, просунув руки в боковые вырезы, а затем застёгивал доспех спереди ремнями и пряжками. В свете более поздних открытий это предположение оказалось не таким уж далёким от истины, однако Гимбелю явно не хватало археологического материала, чтобы понять, как в действительности была устроена система крепления отдельных частей доспеха.

(продолжение следует)

#ДревнийРим #лорика #сегментата #история #реконструкия
#АлексейКозленко #доспех #панцирь #античность #Древний_Рим

Картина Эдварда Пойнтера «Верный до смерти» (1865) даёт хорошее представление о том, как римский доспех представляли художники середины XIX века.
Картина Эдварда Пойнтера «Верный до смерти» (1865) даёт хорошее представление о том, как римский доспех представляли художники середины XIX века.

Реконструкция римского легионера Карла Гимбеля.
Реконструкция римского легионера Карла Гимбеля.
21630
Поделиться с друзьями в: