Новости легиона

23 january 2018

Тренировки в римской армии.

Проведение в жизнь стратегии, определенной командованием, применение приемов тактики на поле боя и обустройство лагеря ясно доказывают существование военной науки, в состав которой входит также и военное обучение. Оно проводится офицерами с помощью некоторых низших командиров, обладавших особыми знаниями (скажем разметчик, metator, участвует в разбивке лагеря). Так как римляне обладали правовым сознанием, это обучение было введено в правовые рамки. Об этом ясно говорит Иосиф Флавий, и нет оснований ставить под сомнение его утверждения — безусловно, составлялись уставы. В том, что касается тренировок, определенные установки были введены Адрианом и все еще оставались в силе к началу III в. Формировавшаяся издревле воинская культура получила юридическую разработку при Септимии Севере. Другие правила сохранялись еще дольше. Составленное при Юстиниане собрание законов воспроизводит постоянный юридический принцип: если человек ранен солдатом, занимающимся воинскими упражнениями, на учебном плацу (campus), виновника следует простить; зато если инцидент происходит в другом месте, воин несет ответственность за свой поступок, и это событие служит предметом судебного преследования. Во все времена главным принципом было, чтобы эта практика носила регулярный характер.


Виды занятий
Слово «тренировка» обозначает собой самые разные виды деятельности. Их можно сгруппировать в две основных категории: одни выполнялись индивидуально, другие нет. Цель в первом случае была обеспечить римскому солдату превосходство над варваром, даже в личном поединке и даже будучи безоружным. Следует отличать чисто физическую подготовку от подготовки военной. Воины начинают с занятий гимнастикой. Как и во всех армиях мира, они маршируют в «спортивной форме» или в своем снаряжении, а подчас и с дополнительной нагрузкой. Они должны также бегать и прыгать, а когда обстоятельства позволяют (т.е. кроме пустынных местностей!), занимаются плаванием.


Закалив свое тело, солдат переходит к более профессиональным, более военным видам деятельности и прежде всего обучается владеть оружием. Он фехтует против чучела (palus), который был предшественником квинтаны. Он приучается метать дротики и камни, пускать стрелы из лука, а также уклоняться от их попадания! Солдат, как видим, обязан уметь владеть пращой и пользоваться луком. Эта часть обучения является общей для воинских казарм и гладиаторских школ. В принципе для тренировок воины получали специальное вооружение, к примеру, всадники имели особый шлем. Верховая езда к тому же является последним важным элементом этой индивидуальной подготовки. Она охватывает не только простых всадников, но также и прежде всего командиров.
Как только солдат развивал некоторую физическую силу и натренировывался во владении мечом и копьем, он мог переходить ко второй ступени военного обучения. Теперь речь шла о том, чтобы обеспечить римлянам преимущество в бою в составе организованных отрядов, иными словами, солдаты переходят к коллективным видам деятельности. Им приходится прежде всего выполнять общественные работы в силу принципа, согласно которому перемещение камней способствует укреплению тела. Таким образом, легионеры обеспечивают императору квалифицированную и дешевую рабочую силу, позволяя ему проявить свой эвергетизм, т.е. свою щедрость, без лишних усилий. Солдаты умели строить не только лагеря, они возводили также храмы и святилища.


Командование требовало от них прежде всего умения сооружать все виды различных оборонительных систем. Фронтин справедливо отмечает, что легионеры должны были уметь возводить мосты быстрее, чем это сделали бы варвары. Быстрота и техничность преследовали цель продемонстрировать противнику свое превосходство и тем самым лишить его мужества. Наконец, в обязанности пехотинцев, помещенных под защиту конницы, входило строительство башен, укреплений, учебных плацев и линейных оборонительных сооружений. Псевдо-Гигин заходит дальше и советует отрывать ров вокруг походного лагеря, даже когда армия находится в дружеской стране — «ради блага дисциплины».
Главная цель занятий на практике состоит в обучении солдат действовать в составе организованных подразделений. Нужно, чтобы каждый знал свое место в боевом порядке, где, когда и как он должен двигаться без вреда для единства своей центурии. Офицеры проводят учебные имитации сражения — пехотинцев против пехотинцев или против конницы. Этой участи не избегает и флот; в котором время от времени корабли стягиваются для проведения подготовки к сражению эскадр.

 

Тренировки в римской армии.

 

 

7739
Поделиться с друзьями в: