Новости легиона

12 Февраля 2018

"Бог не играет в кости": антропологи изучили эволюцию игральных костей

Случай. Провидение. Судьба. Воля богов. «Жребий брошен». «Никогда случаю не пересилить судьбу». «Бог не играет в кости со Вселенной». Мистику, историю, поэзию, науку объединяет один предмет – настолько древний, что его эволюция связана с эволюцией всего человечества: игральная кость.

Менялись эпохи и цивилизации, менялся вид игральных костей, но суть оставалась прежней – человек играл с неизвестностью с помощью маленького рукотворного многогранника и неких значений, указанных на его сторонах.

Результат такой игры будет честным настолько, насколько честно сделаны сами кости: каждая грань должна иметь равные шансы оказаться наверху. Условие, казалось бы, очевидное – однако так было не всегда. Достаточно внимательно посмотреть на древние игральные кости – и сразу возникает вопрос: неужели на протяжении столетий игроков не волновало, что свою судьбу и свои деньги они вверяют этим кривобоким штуковинам? А затем в пытливом уме ученого может возникнуть следующий вопрос: когда и почему всё изменилось? Что произошло в истории человечества?

Йелмер Иркенс (Jelmer Eerkens) и Алекс де Вогт (Alex de Voogt), американские антропологи голландского происхождения, не только задались этими вопросами, но и смогли предложить кое-какие ответы. Благо сфера интересов обоих ученых не ограничивается одной специальностью: Йелмер Иркенс – профессор антропологии в Калифорнийском университете Дэвиса, по образованию археолог и дипломированный инженер-компьютерщик; Алекс де Вогт – сотрудник Американского музея естественной истории, антрополог, лингвист, этнограф и специалист по древним настольным играм.

Результат совместной работы – весьма любопытное исследование со скучным названием «Эволюция игральных костей от римлян до Нового времени в Нидерландах» – был опубликован в декабре в журнале Acta Archaeologica (http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1600-0390.2017.12182.x/full), а к февралю разошелся по научно-популярным изданиям.

Игральные кости с точки зрения археологов – относительно редкая находка. И, что занятно, по большей части случайная. Они почти не попадаются на раскопках жилищ, но могут внезапно «всплыть» при изучении древних свалок и мусорных куч. Их редко находят в захоронениях, зато они могут обнаружиться на поверхности кладбищенской земли. Или в других, порой весьма неожиданных местах.

Как следствие, игральные кости трудно поддаются датировке. Американские голландцы несколько лет искали материал для своего исследования, осмотрели сотни экземпляров в разных музеях и хранилищах, в результате отобрали 110 игральных костей разных эпох, начиная с древнеримской. Почти все они были найдены на территории Нидерландов и все удовлетворяют двум условиям – кости точно датированы и имеют ту форму, которая впоследствии оказалась наиболее популярной и успешно дожила до наших дней: куб с шестью мечеными гранями, так называемый Dice-6 или просто D6.

Кости подобной формы появились в 3-м тысячелетии до нашей эры в Юго-Западной Азии, однако в Голландию «кубики» впервые завезли римские завоеватели, когда около 55 года до нашей эры войска Юлия Цезаря оккупировали земли на юге современных Нидерландов.

Сам по себе факт такого «культурного импорта» не удивителен: известно, что римляне были страстными игроками в кости и нарды (в Риме они назывались «игрой двенадцати знаков» и «табулой». Юлию Цезарю приписывается крылатое выражение Alea iacta est! («Жребий брошен» – в буквальном переводе оно означает «кость брошена»: alea – одна из трех костей для игры в нарды, которую можно использовать и для азартной игры в кости.

Удивительно другое: по мнению авторов исследования, при всей популярности игры в Древнем Риме (в кости продолжали играть даже несмотря на суровые запреты) не существовало никакого стандарта для самой важной детали: собственно игральных костей. Римляне делали их практически из любых доступных материалов – стекло, бронза, медь, свинец, серебро, дерево, камень, кость, олений рог, глина… Впечатление, что древнеримские кубики имеют кубическую форму, обманчиво: это очень корявые кубики, поэтому ученым приходится называть их «кубоидами». Несимметричные грани, небрежно отшлифованные стороны с впадинами и бугорками, криво срезанные углы – а ведь любые неровности влияют на то, как кости лягут на игральную поверхность и, в конечном счете, какой результат выпадет.

Сейчас трудно понять, почему подобное допускалось. По какой-то причине древнеримских игроков не беспокоила ущербность главного атрибута игры. Возможно, они считали, что результат броска определяют высшие силы, для которых такая мелочь как кривобокие кубики не имеет значения. Во всяком случае, это объяснение предлагают авторы исследования, за неимением лучшего.

Зато маркировка древнеримских костей абсолютно современная: рисунок в виде кругов или кругов с точками и расположение очков в соответствии с принципом «семерки» – разметка, при которой сумма очков на противоположных гранях равняется семи (1 + 6, 2 + 5, 3 + 4).

Предыдущие исследования показали, что за последние 2000 лет именно эти две конфигурации, «семерка» и «простые числа», были наиболее популярными вариантами разметки игральных костей D6 из 15-ти возможных. Среди изученных костей ученым попался и третий вариант разметки, «поворотный» (1-3, 2-4, 5-6), широко распространенный в древности и полностью исчезнувший вместе с окончанием римской эпохи.

Сама по себе такая разметка не делает игру более честной, однако возможно, что подобное расположение очков – «уравновешивание» больших и малых значений на противоположных сторонах кубика – казалось более справедливым. Изменились и другие атрибуты – например, от сложного рисунка в виде кругов и точек остались только точки, как на современных кубиках.

Буйное разнообразие параметров и характеристик отличает все игральные кости, изготовленные до падения Западной Римской империи и немного позже, до 650 года. Затем в истории игральных костей наступает долгая пауза: в Темные века, между 400 и 1000 годами нашей эры, индустрия азартных игр пришла в упадок – во всяком случае, в Голландии археологи нашли ничтожно мало игральных костей, которые можно было бы уверенно датировать этим периодом.

Кости, как и многие другие артефакты, лишь отражают перемены в наших воззрениях и верованиях. По мнению ученых, развитие игральных костей следовало за эволюцией человеческих представлений о случае и судьбе.

по материалам сайта Вести.ру
11 февраля 2018, автор Мария Мясникова



Древнеримские игральные кости. Фото: Vassil / Wikimedia Commons
Древнеримские игральные кости. Фото: Vassil / Wikimedia Commons

 

 

 

Одна игральная кость в разных проекциях. I – III век нашей эры, материал – кость. Место находки – берег Дуная, Восточная Европа.
Одна игральная кость в разных проекциях. I – III век нашей эры, материал – кость. Место находки – берег Дуная, Восточная Европа.

 

 

Древнеримская свинцовая игральная кость с маркировкой в виде точек, найденная археологом-любителем в Великобритании. Фото: The Portable Antiquities Scheme / Wikimedia Commons
Древнеримская свинцовая игральная кость с маркировкой в виде точек, найденная археологом-любителем в Великобритании. Фото: The Portable Antiquities Scheme / Wikimedia Commons

 

 

Свинцовая игральная кость, найденная в Чешире (Великобритания). Время изготовления не определено. Фото: The Portable Antiquities Scheme
Свинцовая игральная кость, найденная в Чешире (Великобритания). Время изготовления не определено. Фото: The Portable Antiquities Scheme



Автор заметки: Толкачёв Алексей (Санкт-Петербург)

 

7960
Поделиться с друзьями в: