Привычные ныне СМИ появляются в Древнем Риме и носят явно тактический характер. Более того, социальные и властные структуры Римской империи по всей Евразии были созданы СМИ.
Со времён Гая Юлия Цезаря известны Acta diurna populi Romani («Ежедневные дела римского народа» , Acta senatus («Дела Сената» , Acta militaria («Дела военные» , Acta urbis («Городские ведомости» и т. д.
В «Делах» сообщалось о самых ярких речах, произнесенных в Сенате, судебных разбирательствах, но-востях военных и мировых, известия о театральной жизни, выставках, травлях зверей и гладиаторских боях.
Особую важность «Дела» приобрели для граждан после принятия закона Юлия и Папия Поппея (начало I в.), по которому за каждое прибавление малообеспеченным семьям полагался отцовский капитал, выдававшийся только в случае, если о рождении пролетарского ребенка было сообщено в Acta diurna. Сбором сведений для «Дел» и их изданием занимались нотарии (notarius) и актуарии (actuarius). Им покровительствовала вестница Юпитера и Молвы (Fama) Осса, имя которой живет в русском слове «оса».
Газетчики «Дел» черпали информацию и из частных изданий, которые являлись предшественниками современных блогов. Римские «тактические медиа» назывались альбомами (album), завести их мог с разрешения муниципалитета любой гражданин, дом которого имел стены, выходящие на улицу или площадь. Владелец вносил платежи в городскую казну и имел прибыль.Назначенную под альбом стену покрывали белой известью, разделяли на равные прямоугольники, в каждый из которых можно было вписать углем или краской любой текст. Стоимость места для надписей указывалась тут же: угольная стоила меньше, чем надписи яркой краской. Срок и плата обговаривалась с владельцем блога и зависела от популярности места. Наносить граффити где попало, не разрешалось. «Надписи — это весь античный мир вширь и вглубь, от Рима до глухих окраин провинций и зависимых территорий, от без- донного мрака веков до грани перехода в средневековье и до времени образования романских языков. В надписях мы видим маленького человека, изучением которого давно занимается русская литература. Маленький человек попадает в поле зрения античного писателя случайно и однобоко. Маленький человек в римской литературе — это либо жалкий бедняк-прихлебатель, либо жулик большего или меньшего масштаба. Грамотными в Риме были и свободные, и рабы».
Стены Рима и других городов Империи пестрели альбомами. Для тактических медиа обычны были коммерческие предложения и реклама: «Ликтор, консул и актуарий. Продается молодой раб. Прекрасно слышит и видит, в пище воздержан и неприхотлив, честен и поведения покорного. Полиния, дочь Лентула, сдает в аренду таверну со всей утварью. Кому требуется, пусть придет в дом Лентула и спросит там старшего раба».
Обычен был в этих медиа и сплошной текст хроники происшествий: «В четвертый день перед апрельскими календами консул Ливиний исполнял свои административные обязанности. В гавань Остию прибыли корабли из африканских колоний. Предводитель разбойников Денисифон, пойманный легатом Лукуллом, по при-говору суда был сегодня казнен распятием на кресте. Днем, вскоре после полудня разразилась буря, были молния и гром, и одна из молний ударила в дуб, росший на вершине Велия, расщепив его. А в нижней части улицы, рядом с храмом Януса, в таверне произошла драка, в которой хозяин медведя в шлеме был тяжко изувечен. Народный смотритель рынка Титаний оштрафовал мясников, продававших не освидетельствованное мясо. На деньги штрафа будет воздвигнута капелла при храме богини Теллус…»
Появились и первые селебрити — часто упоминаемые персонажи, сложился промысел, приносивший доход. Списки с римских Acta diurna расходились тысячами во все концы Империи. В провинциях подражали столице.
В курортных Помпеях и Геркулануме альбомы остались законсервированными под слоем пепла. Гибель настигла Помпеи в разгар предвыборной кампании на муниципальные и судебные должности. Под медиа-альбомы в Помпеях была отведена целая улица, где те были разделены на три секции: известия о представлениях, реклама коммерческих услуг и предвыборная агитация:
«Рыбаки! Выбирайте эдилом Попидия Руфа! Прошу чтобы вы сделали эдилом Модеста! Я буду честно заботиться о городской казне».
Помпейские дамы, лишенные, как и в остальной империи, права голоса, в стороне от выборов не оставались — некие Статия и Петрония — агитировали за Казелия: «Может ли когда-нибудь отыскаться гражданин, ещё более достойный должности эдила, нежели Казелий! Он будет отличным эдилом: даст великолепные праздники».
В политической активности помпейским матронам не уступали и проститутки, клички которых были на слуху: «”Маленькое сердечко” предпочитает Клавдия»
Гражданство в Риме давала служба в армии. Там учили писать и читать даже неграмотных новобранцев. Уже в половине II в. до н.э. пароль в армии передавался не устно, а письменно: солдаты, тысячи тысяч крестьянских сыновей, умели читать.
Полная статья доступна по ссылке внизу поста
автор: Дмитрий Новокшонов
Санкт-Петербургский государственный университет



Тактические медиа в Древнем Риме.pdf
Автор заметки: Толкачёв Алексей (Санкт-Петербург)
8020 |