Новости легиона

25 Февраля 2018

Фреска — живопись по сырой штукатурке

Фреска (от итал. fresche — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире.
По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому». Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска.

 

Аполлон с кифарой. Фреска времен Римской империи из дома императора Августа. Рим, музеи Палантина.
Аполлон с кифарой. Фреска времен Римской империи из дома императора Августа. Рим, музеи Палантина.

 

 

 

Fresco of a carpenter at work, from the House of the Vettii. Around 200 workshops of different kinds so far have been identified in Pompeii.
Fresco of a carpenter at work, from the House of the Vettii. Around 200 workshops of different kinds so far have been identified in Pompeii.

 

 

Фреска (Комическая маска)
Фреска (Комическая маска)

 

 

Фреска (Леопард)
Фреска (Леопард)

 

 

Frament of Fresco from the Theatre at Herculaneum, Pompejanum, idealized replica of a Roman villa, Aschaffenburg, Germany |
Frament of Fresco from the Theatre at Herculaneum, Pompejanum, idealized replica of a Roman villa, Aschaffenburg, Germany |

 

 

Fresco fragment depicting Urania, from the House of Julia Felix in Pompeii, 62-79 AD
Fresco fragment depicting Urania, from the House of Julia Felix in Pompeii, 62-79 AD

 

8150
Поделиться с друзьями в: