Новости легиона

13 Марта 2018

Римские военные корабли

Трирема (лат. triremis, от tres, tria — «три» + remus — «весло», триера (др.-греч. от «три» + «грести» — класс боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациями Средиземноморья, в особенности финикийцами, античными греками и древними римлянами.

У них могли быть мачты и паруса, но из-за непостоянного ветра полагались, в основном, на гребцов, с помощью которых, к тому же, корабль мог совершать сложные маневры. На триремах были якоря, а управлялись они двумя рулями с каждой стороны кормы. Вес гребцов обеспечивал большую часть балласта, поэтому занимать и покидать свои места они должны были равномерно.
Военные корабли могли значительно увеличиваться в размерах до восьми гребцов на весло.

Квинквирема (лат. quinquiremis, от quinque «пять» + remus «весло» или пентера (от греч. «пять» — боевой корабль с тремя рядами вёсел, большего размера, чем триера, один комплект из трех вёсел которого управляются пятью гребцами (два на верхнем, два в середине и один на нижнем). Число весел в одном ряду доходило до 25. Водоизмещение свыше 200 тонн, длина 45 метра, ширина 6 метров, осадка 2.5 метра, экипаж около 250-300 гребцов и около 40-60 морских пехотинцев, плюс матросы и офицеры (капитан, его заместитель, офицер артиллерии, два рулевых, медики, плотники, писари, музыканты, ныряльщики - уринаторы) - всего около 400 человек.

Гребцы на самом верхнем уровне были старшими, они контролировали два уровня ниже, поскольку могли видеть всех и синхронизировать рывки. Охлаждение и вентиляция обеспечивалась открытыми люками.

Для перевозки провизии было очень мало места. Каждый человек нуждался в 3 литрах воды в день, поэтому 250 гребцов из квинкеремы потребляли более полутонны воды в день, которые хранились в шкурах или бочках. Гальюн (как это называется сейчас) располагался на корме на платформе, выступающей за пределы корпуса судна и нависающей над волнами.

В бою корабли стреляли из дальнобойных катапульт и баллист стрелами, копьями, а так же подожженными снарядами. Корабли могли идти на таран, ломать весла чужого корабля (свои при этом поднимались вверх) и брать на абордаж. На многих кораблях были башни, в которых могли находиться до шести лучников, стропальщиков или метателей копий. Длинную балку с серпом использовали, чтобы попытаться зацепить или срубить снаряжение вражеского корабля. Из ведер могли опрокинуть битум на вражеский корабль. Были также задействованы так называемые брандеры - судна нагруженные легковоспламеняющимися веществами, используемые для поджога вражеского корабля.

В 260 году до н.э. первая пуническая война велась против карфагенян за контроль над островом Сицилия. Римляне разработали подвижную платформу corvus («ворон» с крюком, который можно забросить, чтобы зацепить вражеское судно.

Триремы предпочитали плавать вблизи побережья, чтобы не потерять из виду землю, и на ночь приставали к берегу. Огромные количества кораблей были потоплены бурями. Во время Первой Пунической войны римляне потеряли около 700 кораблей, из них более половины от штормов. В 255 году до н.э. основа римского флота, загруженная добычей и плюс почти столько же захваченных карфагенских кораблей, с рабами и призовыми экипажами на борту, попала в сильный шторм и всего с почти 400 кораблей уцелели только 80 человек. Это была самая большая морская катастрофа, около 100 000 человек утонули.

Друг и полководец Октавиана - Агриппа сумел построить большой флот, состоявший из квинквирем — судов с пятью рядами вёсел, хорошо защищённых высокими бортами и вооружённых метательными машинами. Подготовив корабельные команды, Агриппа решился выйти в море и нанёс поражение пиратам Секста Помпея при Милах (Милаццо) и Навлохе (Рометта-Мареа) в 36 г. до н. э.. Против 420 римских сражалось всего 180 кораблей Помпея, из которых смогли уйти лишь 17. Сам Помпей сумел скрыться на базе своего флота — Мессане. Благодаря этой победе Октавиан в союзе с Лепидом смог высадиться в Сицилии и разбить армию Помпея. Сам Помпей бежал в Малую Азию, где был убит одним из легатов Антония. За победу над флотом Помпея Агриппа был награждён морской короной, в которой его обычно изображают на монетах.

С его победой император Август больше не нуждался в такой большой военно-морской силе, поскольку не было врагов, поэтому флот постепенно заменялся на легкие, быстрые и открытые корабли без оружия, как показано на колонке Траяна. Гребцы на открытой палубе были укрыты от тени навесами. Трирема продолжала использоваться до 323 г. до н.э., когда флот восточного императора Лициния с целыми 200 триремами был разгромлен флотом Константина, состоящим из новых кораблей - триаконтер и пентеконтер. После этого классическая трирема исчезает из истории.

Речные границы империи, Рейна и Дуная патрулировались либурнами (лат. liburna).
Судно длиной около 30 метров имело острые обводы и водоизмещение до 80 тонн. Могло принять на борт до 120 человек. Корабли этого типа прославились в морской битве при мысе Акций, когда благодаря своей скорости и маневренности окружали и с помощью метательного оружия поджигали значительно более крупные корабли противника. Римский историк I в. Аппиан называет либурнами лёгкие быстрые суда с двумя рядами вёсел, по имени иллирийского племени либурнов, которые на таких кораблях пиратствовали в Ионийском море («События в Иллирии», 1.3). На либурны в римском флоте возлагался широкий круг задач, которые в наше время выполняют эсминцы, — разведка, охрана морской территории, борьба с пиратами, услуги связи, быстрая доставка важных грузов. Содержание кораблей обходилось значительно дешевле, чем трирем, в короткие сроки было возможно создание флотилии взамен потерянной. А в битве при Акциуме выяснилось, что либурны эффективны не только в борьбе против пиратов, но, снаряженные соответствующим образом, представляют угрозу более крупным кораблям.

Ростра (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) — в Древнем Риме ораторская трибуна на форуме. Трибуна получила такое название, так как была украшена носами вражеских кораблей (рострами), захваченных римлянами в 338 до н. э. при Анциуме в ходе 2-й Латинской войны (340—338 годы до н. э.).
Первоначально трибуна ораторов в республиканский период находилась на комиции — Rostra Vetera. Она была построена около 500 года до н. э. Остатки старой ростры со ступенями из туфа были раскопаны археологами.
Ростра была отреставрирована при Августе: на ней появились носы кораблей египетской царицы Клеопатры VII после поражения её флота в 31 до н. э. в битве при Акции. В период 1-й Пунической войны (в 260 до н. э.) в честь победы над карфагенянами в морском сражении при Милах на форуме в Риме была сооружена ростральная колонна, украшенная носами захваченных кораблей.
В период позднего классицизма (ампира) традиция была возрождена, и в честь морских побед стали возводиться ростральные колонны.

 

Квинквирема (лат. quinquiremis, от quinque «пять» + remus «весло») или пентера (от греч. ????? «пять») — боевой корабль с тремя рядами вёсел, большего размера, чем триера, вёсла которого управляются двумя, двумя и одним гребцом (2+2+1).Число весел в одном ряду доходило до 25. Водоизмещение свыше 200 т, длина 45 м, ширина 6 м, осадка 2,5 м, экипаж около 250 чел. Для согласования гребли применялись канатное соединение вёсел одного ряда и упоры, ограничивающие величину гребка.
Квинквирема (лат. quinquiremis, от quinque «пять» + remus «весло» или пентера (от греч. «пять» — боевой корабль с тремя рядами вёсел, большего размера, чем триера, вёсла которого управляются двумя, двумя и одним гребцом (2+2+1).Число весел в одном ряду доходило до 25. Водоизмещение свыше 200 т, длина 45 м, ширина 6 м, осадка 2,5 м, экипаж около 250 чел. Для согласования гребли применялись канатное соединение вёсел одного ряда и упоры, ограничивающие величину гребка.

 

 

 

Греческая трирема
Греческая трирема

 

 

Гексе?ра (греч. ??????, hex?r?s), римское название — сексе?ра или сексире?ма — большой античный гребной военный корабль, известный с IV века до н. э. Размерами немного больше пентеры (квинквиремы) и, так же как и она, часто упоминается в роли флагманского корабля. Гексера была распространена значительно реже массовых триер (трирем). Как именно располагались гребцы на гексере, неизвестно, но скорее всего по два гребца на три ряда вёсел или (менее вероятно) — по три гребца на два ряда вёсел.
Гексера, римское название — сексера или сексирема — большой античный гребной военный корабль, известный с IV века до н. э. Размерами немного больше пентеры (квинквиремы) и, так же как и она, часто упоминается в роли флагманского корабля. Гексера была распространена значительно реже массовых триер (трирем). Как именно располагались гребцы на гексере, неизвестно, но скорее всего по два гребца на три ряда вёсел или (менее вероятно) — по три гребца на два ряда вёсел.

 

 

Септирема
Септирема

 

 

Морская битва, фреска из Помпей
Морская битва, фреска из Помпей

 

 

Морская битва, фреска из Помпей - фрагмент
Морская битва, фреска из Помпей - фрагмент

 

 

Пентеконтор (др.-греч. ????????????? «пятидесятивесельник») — древнегреческая галера, открытая, без палубы (катастромы).

Водоизмещение около 10 тонн; 50 гребцов — 24 весла по 2 и 2 весла по 1 гребцу. По мнению некоторых современных расчётов общая длина составляла между 28 и 33 метра, ширина не менее 4 м, скорость до 9 узлов (18 км/ч).

Существовал уже в Троянскую войну. Наряду с триаконтором самый распространённый тип греческого боевого корабля, с архаического периода (XII-VIII века до н.э.). Существует общее мнение современных историков, что явился предшественником биремы. В основном использовался в качестве военного транспорта, но применялся и для тарана небольших судов.
Пентеконтор (др.-греч. «пятидесятивесельник» — древнегреческая галера, открытая, без палубы (катастромы). Водоизмещение около 10 тонн; 50 гребцов — 24 весла по 2 и 2 весла по 1 гребцу. По мнению некоторых современных расчётов общая длина составляла между 28 и 33 метра, ширина не менее 4 м, скорость до 9 узлов (18 км/ч). Существовал уже в Троянскую войну. Наряду с триаконтором самый распространённый тип греческого боевого корабля, с архаического периода (XII-VIII века до н.э.). Существует общее мнение современных историков, что явился предшественником биремы. В основном использовался в качестве военного транспорта, но применялся и для тарана небольших судов.

 

 

По материалам статьи http://www.imperium-romana.org/roman-navy.html

 


Автор заметки: Толкачёв Алексей (Санкт-Петербург)

 

8370
Поделиться с друзьями в: