Новости легиона

13 Апреля 2018


#res_bellica_aqvila_romanorvm
#arma_aqvila_romanorvm

Осадные машины Греции и Рима

Часть VII

Часть I : https://vk.com/wall-19385579_47651
Часть II : https://vk.com/wall-19385579_47886
Часть III : https://vk.com/wall-19385579_48017
Часть IV : https://vk.com/wall-19385579_48116
Часть V : https://vk.com/wall-19385579_48249
Часть VI : https://vk.com/wall-19385579_48544
Часть VII : https://vk.com/wall-19385579_48714

Римская осадная башня

Около 200 г. до н.э. римская армия начала применять осадные
башни. Одна из первых попыток использовать такие устройства
отмечена при осаде греческого города Атракс. В тот раз недостаток
опыта привел к неудаче. Башня увязла в слабом грунте, вытащить
ее не удалось, кроме того, при попытке вытаскивания башня получила серьезные повреждения. В результате ее пришлось бросить.
Римляне усвоили неприятный урок и в дальнейшем использовали
осадные башни осмотрительнее.

Вегеций дает краткое, но достаточно полное описание подвижной башни в том виде, в каком она использовалась в середине I в. н.э. Он начинает с того, что подчеркивает необходимость устойчивости. В зависимости от высоты следует брать ту или иную базу башни. Вегеций рекомендует квадратную базу со стороной 30 футов (8,9 м), 40 футов (11,8 м) или 50 футов (14,8 м). К сожалению, он ничего не говорит о соответствующих высотах. Можно лишь предположить, что башни не были очень высокими. Хотя во времена Цезаря встречались десятиэтажные осадные башни, в ходе Иудейской войны римляне строили башни высотой 50 футов (14,8 м) при осаде Иотапаты (67 г. н.э.) или 50 локтей (22,2 м) при осаде Иерусалима (70 г. н.э.). В обоих случаях высота вполне соответствовала назначению башен, доминировать над стеной, прикрывая солдат, создающих насыпь. При осаде Масады в 73 г. н.э. римляне возвели башню высотой 60 локтей (26,6 м), но и это объяснялось особенностями местности. Даже если римляне строили большие машины, в отличие от греков, они руководствовались принципом функциональности, не пытаясь поразить противника грандиозными размерами.

Вегеций говорит о трехъярусной башне, но промежуточных этажей могло быть и несколько, в зависимости от высоты башни. На нижнем этаже башни стоял таран, на среднем этаже находился перекидной мостик (exostra), «сделанный из двух балок и бортами, сплетенными из прутьев». Наверху находилась платформа, где занимали боевые позиции лучники и метатели дротиков, которые старались подавить оборону стены. К сожалению, ходовую часть башни Вегеций не описывает подробно, ограничиваясь лишь указанием на «множество колес». Поэтому можно предположить, что колес у башни было больше чем четыре, в зависимости от высоты и массы башни.

Для защиты от обстрела с городской стены, башня снаружи обшивалась шкурами, под которыми набивалась ветошь. Ветошь, конечно, была пожароопасна, но она смягчала удары камней и свинцовых ядер. Говоря о борьбе с осадными башнями, Вегеций советует обороняющейся стороне сорвать слой шкур, чтобы обнажить возгораемые слои. Если это невозможно, обороняющиеся должны хотя бы постараться пробить
кожу. Вероятно, такой случай имел место в ходе Иудейской войны (66-73 гг.). Тогда римляне обшивали осадные башни железными листами, несмотря на то, что это значительно увеличивало массу машины. Строители не всегда учитывали рост массы, что привело к обрушиванию одной из башен под Иерусалимом в 70 г.

Говоря о штурмовом мостике. Вегеций пишет «мост (pons)... солдаты перебрасывают между осадной башней и стеной. По этому мосту воины покидают башню и врываются на городские стены». Мост, очевидно, выдвигался вперед, хотя точно конструкция неизвестна. Без сомнения, по бокам мостика имелись плетеные из прутьев борта. Эти борта не столько защищали от стрел, сколько не давали бегущим по мосткам солдатам оступиться. Очень важно, чтобы мостик располагался точно на высоте стены, чтобы солдатам не приходилось бежать по склону.

Вегеций упоминает самбуку как альтернативу штурмовому мосту. По словам Вегеция самбука называется так за свое сходство с арфой. «Как струны на арфе, так на брусьях осадной башни натянуты канаты, по которым мост выдвигается с помощью блоков, опускаясь на стену. После того, как мост опущен, солдаты перебегают по нему и врываются на городскую стену». Римская самбука напоминала корабельную самбуку, заметно отличаясь от самбуки Дамия.

Наконец, Вегеций кратко рассказывает о том, что внутри большой осадной башни может скрываться небольшая башенка, которая быстро выдвигается с помощью канатов и блоков, если осажденные пытаются нарастить высоту стен. Вряд ли такая башенка играла сколько-нибудь серьезную роль.

Осадная башня Аполлодора

Осадная башня, описанная работавшим на Траяна Аполлодором, имеет более простую конструкцию. Возможно, эту башню строили в условиях нехватки древесины. Инструкции по постройке башни идут последовательно, сразу видно, что писал их человек, разбирающийся в вопросе и имеющий опыт строительства осадных башен.

Аполлодор начинает с рекомендации строить осадную башню на безопасном удалении от противника. Собственно, это очевидное обстоятельство, именно по этой причине и приходилось строить передвижные машины, снабженные колесами. Военные строители обычно не ограничивали себя в длинномерном строевом лесе. Аполлодор же с гордостью заявляет, что по его инструкциям можно построить «башню высотой со стену используя небольшое количество коротких бревен».

Действительно, в конструкции башни Аполлодора нет деталей, длиннее 16 футов (4,7 м) шире 1,25 фута (37 см) и толще 1 пяди (22 см). Четыре угловые стойки имели тройную толщину у основания, постепенно утончаясь к вершине. Базу башни образовывали две пары параллельных балок с колесами, установленными между каждой парой. К сожалению Аполлодор здесь очень краток, но можно предположить, что с каждого бока было по два колеса. Диаметр колес около 2,5 фута (74 см), каждое колесо стояло на короткой оси.

После создания каркаса, башню обшивали досками. Аполлодор первый предложил набивать поверх досок шкуры свободно, чтобы они служили амортизаторами сами по себе. Он рекомендует набивать доски на каркас гвоздями с большими шляпками, а сверху обмазывать их слоем глины.

Затем он предлагает оснастить башню примитивной системой пожаротушения состоящей из бычьих кишок, соединенных с бурдюками с водой. Теоретически, пожар можно было затушить таким огнетушителем.

Верхний этаж оставался открытым сверху, но имел стенки. Внутри башни находились лестницы, позволявшие подняться с земли наверх к перекидному мостику. Мостик подвешивался у пола и находился в
поднятом положении. Обшивка имелась лишь на ближней четверти моста, остальная его часть представляла собой простой каркас. В движение мостик приводился канатами, прикрепленными к верхним углам. Когда канаты отпускались, мост под своей тяжестью падал. Штурмовая команда быстро забрасывала раму досками и матами, так что получался сплошной мост.

Башня Аполлодора имела три или четыре этажа в зависимости от высоты штурмуемой стены. Небольшие по площади и высоте римские башни очень отличались от македонских колоссов. Аполлодор, заботясь об устойчивости башни, рекомендует с особой тщательностью выравнивать насыпь у стены. «В тех случаях, когда почва не гладкая, а представляет собой неровность, мы устраиваем для башни во всю ширину ее основания раму, чтобы она прилегала к рельефу почвы и таким образом служила уравнителем грунта, глядя по обстоятельствам».

По материалам журнала "Новый Солдат".

Римская осадная башня с перекидным
мостиком

Подробного описания римских осадных
башен до нас не дошло. Известно лишь несколько упоминаний об их применении с указанием высоты. Однако, поздний римский автор Вегеций подробно описал осадную башню, причем, по-видимому, пользуясь
ныне утерянным текстом, составленным
в конце I в. до н.э. В башне имелось три
этажа: нижний этаж:, где находится та-
ран, средний этаж: с перекидным мостиком и верхний этаж: с площадкой для лучников.

Число этажей осадной башни могло
быть и больше, если требовалось построить более высокую башню. На рисунке изображена башня высотой около 50 футов (15 м). Для такой высоты требовалось четыре этажа. При осаде Иотапаты в 67 г. н.э. Веспасиан использовал башни, обшитые железными пластинами. Вегеций
рекомендует обшивать башни шкурами,
под которые набивать рогожу. Вегеций
упоминает о двух типах перекидных мостиков. На рисунке показан мостик-самбука, который опускается с помощью канатов,пропущенных через блоки. До сих пор точно не определено расположение колес, конструкция подвески тарана и способ, которым солдаты поднимались на верхние этажи.
Римская осадная башня с перекидным мостиком Подробного описания римских осадных башен до нас не дошло. Известно лишь несколько упоминаний об их применении с указанием высоты. Однако, поздний римский автор Вегеций подробно описал осадную башню, причем, по-видимому, пользуясь ныне утерянным текстом, составленным в конце I в. до н.э. В башне имелось три этажа: нижний этаж:, где находится та- ран, средний этаж: с перекидным мостиком и верхний этаж: с площадкой для лучников. Число этажей осадной башни могло быть и больше, если требовалось построить более высокую башню. На рисунке изображена башня высотой около 50 футов (15 м). Для такой высоты требовалось четыре этажа. При осаде Иотапаты в 67 г. н.э. Веспасиан использовал башни, обшитые железными пластинами. Вегеций рекомендует обшивать башни шкурами, под которые набивать рогожу. Вегеций упоминает о двух типах перекидных мостиков. На рисунке показан мостик-самбука, который опускается с помощью канатов,пропущенных через блоки. До сих пор точно не определено расположение колес, конструкция подвески тарана и способ, которым солдаты поднимались на верхние этажи.




8680
Поделиться с друзьями в: