Новости легиона

10 may 2018


Ютландский кошмар из-за Альп
(автор Евгений Мирзоев)

Как жажда быстрой победы над варварами и богатой добычи чуть было не привела Римскую республику к катастрофе

Шел 105 год до н.э. Две полные консульские армии стояли по обе стороны реки Роны близ Араузиона (современный город Оранж на юге Франции). Они поджидали страшного противника, который медленно надвигался на Римскую республику с северо-запада. То были племена кимвров и тевтонов.

К концу II века до н.э. Рим был сильнейшей державой Европы и Средиземноморья. Были уже покорены Македония и Греция, стерт с лица земли Карфаген и почти подчинена Испания. Северные соседи Рима — кельты, или галлы, уже перестали страшить своей храбростью жителей Вечного города. Они потерпели много поражений от римлян и начали покоряться. Римские легионы шагнули за Альпы. Тем самым территория республики распространилась и на южную Францию, называемую тогда Галлией (со временем эта римская провинция значительно расширилась). И здесь в 113 году до н.э. они впервые встретились с кимврами и тевтонами.

В тот год союзное римлянам галльское племя таврисков, жившее на территории современной Австрии, попросило римский сенат о помощи против неведомых пришельцев. На север была отправлена армия консула Папирия Карбона (Gnaeus Papirius Carbo). Он пытался завлечь кимвров в засаду, но обман был раскрыт, и разгневанные варвары разгромили римлян. Через пару лет кимвры и тевтоны объявились уже на территории южной Галлии, они разбили её римского наместника, а затем и армию консула Кассия Лонгина (Lucius Cassius Longinus), который погиб и сам. Наконец, в 107 году до н.э. вступившие в союз с кимврами и осмелевшие галлы — тигурины и вольки — заманили в засаду и уничтожили ещё одну римскую армию.

Привыкшая к победам Римская республика давно не знала такой череды поражений. Престиж Рима среди варварского мира Европы был подорван. Угроза нависла над самой Италией. Тогда в 105 году до н.э. сенат пошел на объединение двух консульских армий, каждая из которых насчитывала 40 тыс. человек, в единую группировку. В помощь консулу Сервилию Цепиону (Quintus Servilius Caepio, ок. 150–после 95 до н.э.) был отправлен новоизбранный консул Гней Максим (Gnaeus Mallius Maximus). Прибыв в южную Галлию раньше, Цепион успел разграбить святилище племени вольков в Толозе (современный город Тулуза), и ходили слухи, что он пытался все сокровища присвоить себе. Но алчный римлянин надеялся еще и стяжать лавры победителя грозных варваров. Прибывший со второй армией Максим был формально выше по должности, так как срок консульских полномочий Цепиона уже истек. Но кичившийся своим знатным патрицианским происхождением Цепион не желал подчиняться выходцу из плебеев. В результате объединение двух римских армий так и не состоялось.

Цепион отказался перевести свою армию на другой берег Роны даже тогда, когда стало известно, что армия кимвров приближается. Видя упрямство коллеги, Максим предпочел решить дело миром. Он начал переговоры с врагами, которых смутило наличие сразу двух мощных армий римлян. И тогда Цепион испугался, что заслуга окончания войны с кимврами достанется Максиму. Не предупредив его, он двинул свою армию в атаку на лагерь кимвров и их союзников. Варвары обрушились на Цепиона всей массой и с ходу захватили его позиции. Затем, опьяненные победой, они двинулись на армию второго консула. Максим пытался организовать сражение, но легионеры, шокированные стремительной гибелью армии Цепиона, не смогли остановить северных варваров. Разгром был полным. Мало кто из римлян спасся из этой страшной битвы при Араузионе. Это была катастрофа, сравнимая только с разгромом римлян в знаменитой битве при Каннах (216 до н.э), который учинил карфагенский полководец Ганнибал (Hannibal Barkas, Hanni-baal, 247–183 до н.э.). Погибло около 80 тыс. воинов, не считая прислугу. Б?льших потерь в одном сражении Древний Рим не знал.

В сочинении римского историка Павла Орозия (Paulus Orosius, ок. 385–420) сохранилось описание грандиозного жертвоприношения богам войны, устроенного кимврами после битвы:
[Захваченные] одежды были порваны и выброшены, золото и серебро сброшено в реку, воинские панцири изрублены, конские украшения искорежены, сами кони низвергнуты в пучину вод, а люди повешены на деревьях.
Рим погрузился в траур, но ещё страшнее была паника. Город был охвачен страхом перед вторжением беспощадных варваров в Италию. Однако кимвры и тевтоны дали Риму передышку, отправившись грабить Испанию.
Кто же были эти пришельцы, как смерч прошедшие по Европе? Кимвры и тевтоны остаются загадкой для историков по сей день. Вероятно, они двинулись в свои странствия с территории современной Дании и северной Германии. Специалисты не пришли к однозначному выводу относительно их этнической принадлежности. Почти наверняка можно считать, что часть, а то и основная масса кимвров и тевтонов были древними германцами. Однако среди них явно присутствовал кельтский элемент. Так, кельтскими по происхождению были имена известных нам вождей кимвров и их союзников: Бойориг, Гезорикс, Тевтобод. Происхождение имени «кимвры» — тоже предмет научных споров. Что касается тевтонов, то их имя, возможно, связано с древним германским словом tuat, означавшим «племя» или «народ-войско». Вероятна также связь с именем древнегерманского бога войны Тиу, или Тюра.

Кимвры и тевтоны двигались в поисках нового места для поселения вместе с семьями, грабя все на своем пути. По ходу продвижения на юг к ним присоединялись группы других племен, формируя разноплеменное ополчение огромной численности и разрушительной силы. Говорили, что их число доходило до трехсот тысяч, не считая женщин и детей. Как писал Плутарх (??????????, ок. 45–ок. 127), в битве «быстротой и силой они были подобны огню, так что натиска их никто не выдерживал, и все, на кого они нападали, становились их добычей».

Большое впечатление на римлян произвели одетые в белые одежды и вооруженные мечами жрицы-прорицательницы германцев, совершавшие человеческие жертвоприношения. Так описывал их Страбон (???????, ок. 64 до н.э.–ок. 23 н.э.):
Эти жрицы бежали через лагерь навстречу пленникам, увенчивали их венками и затем подводили к медному жертвенному сосуду вместимости около 20 амфор. Здесь находился помост, на который восходила жрица и, наклонившись над котлом, перерезала горло каждому поднятому туда пленнику. По сливаемой в сосуд крови одни жрицы совершали гадание, а другие, разрезав трупы, рассматривали внутренности жертвы и по ним предсказывали своему племени победу. Во время сражений они били в шкуры, натянутые на плетеные кузовы повозок, производя этим страшный шум.

К жрицам древних кимвров и тевтонов восходит фигура мрачной провидицы-вёльвы, которая встречается в германском эпосе, в частности в «Старшей Эдде».

Подобное жертвоприношение, вероятно, изображено на стенке найденного в одном из торфяных болот Дании серебряного котла, получившего название котла из Гундеструпа. Этот удивительный ритуальный предмет попал на север Европы скорее всего откуда-то с Дуная и был сделан, вероятно, кельтами. Кимвры совершали походы на Дунай. Учитывая, что именно на территории Дании находилась их родина, котел мог быть приобретен и брошен в озеро как жертва именно кимврами. Если в реальности пленных римлян приносили в жертву жрицы германцев, то на котле изображен, вероятно, сам адресат жертвоприношения: фигура великана, опускающая человека в сосуд, может изображать самого бога. Этим богом мог быть кельтский бог Тевтат или германский Тиу, имена которых связаны с именем тевтонов.

Согласно другой версии, на котле изображен обряд инициации молодых воинов, я даже нашел видео с анимацией такого процесса, смотреть с 20 секунды https://youtu.be/oyFrM63gR-o?t=20s

#ДревнийРим #Ютландия #история #кимвры #тевтоны #Гундеструп #кельты

Полуостров Ютландия. Отсюда кимвры и тевтоны начали движение на юг. Фото (Creative Commons license): Kai Sender
Полуостров Ютландия. Отсюда кимвры и тевтоны начали движение на юг. Фото (Creative Commons license): Kai Sender

Котёл из Гундеструпа — богато декорированный серебряный сосуд, датируемый около I в. до н. э., относящийся к поздней латенской культуре. По своим размерам не имеет аналогов среди серебряных предметов, сохранившихся от Европы железного века.
Котёл из Гундеструпа — богато декорированный серебряный сосуд, датируемый около I в. до н. э., относящийся к поздней латенской культуре. По своим размерам не имеет аналогов среди серебряных предметов, сохранившихся от Европы железного века.

Пластина E: обряд инициации, по другой версии сцена жертвоприношения
Пластина E: обряд инициации, по другой версии сцена жертвоприношения

Изображение с котла из Гундеструпа
Пластина A: Кернунн, окружённый животными.
Изображение с котла из Гундеструпа Пластина A: Кернунн, окружённый животными.


Видео "Gundestrup Karret - The Gundestrup Cauldron":
Gundestrup Karret  - The Gundestrup Cauldron 8913
Поделиться с друзьями в: