Новости легиона

17 may 2018


Скандинавские клады: мёртвые воины
автор: Алексей Козленко

Археологические находки подтверждают рассказы римских авторов о мрачных и жестоких военных обычаях германцев. Один из этих обычаев связан с принесением в жертву захваченных в сражении пленных и порче взятых у противника оружия и трофеев. Наиболее известное и красочное описание этой практики принадлежит Павлу Орозию, который рассказывает о разгроме римлян кимврами при Араузионе 6 октября 105 года до н.э.:

«Враги, захватив оба лагеря и огромную добычу, в ходе какого-то неизвестного и невиданного священнодействия уничтожили всё, чем овладели: одежды были порваны и выброшены, золото и серебро сброшено в реку, воинские панцири изрублены, конские фалеры искорёжены, кони низвергнуты в пучину вод, а люди повешены на деревьях. В результате ни победитель не насладился ничем из захваченного, ни побеждённый не увидел никакого милосердия».

В 9 году н.э. германцы-херуски в Тевтобургском лесу уничтожили три римских легиона — более 20 000 человек, включая командующего Публия Квинтилия Вара и его офицеров. Спастись удалось лишь немногим. Германцы не брали пленных, убив всех, кто попал им в руки. Раненый в бою Вар покончил с собой. Германцы выкопали тело и отсекли ему голову. Останки убитых остались лежать непогребёнными на месте сражения. Шесть лет спустя, в 15 году н.э., римский военачальник Германик, находясь со своими войсками неподалёку от Тевтобургского леса, решил посетить это место. Его глазам предстало мрачное зрелище:
«Посреди поля, — пишет Тацит, — белелись скелеты, где одинокие, где наваленные грудами, смотря по тому, бежали ли воины или оказывали сопротивление. Были здесь и обломки оружия, и конские кости, и человеческие черепа, пригвождённые к древесным стволам. В ближних лесах обнаружились жертвенники, у которых варвары принесли в жертву трибунов и центурионов первых центурий. И пережившие этот разгром, уцелев в бою или избежав плена, рассказывали (…) сколько виселиц для расправы с пленными и сколько ям было для них приготовлено, и как в своём высокомерии Арминий издевался над значками и орлами римского войска. Итак, присутствовавшее здесь войско (…) предало погребению останки трёх легионов, и, хотя никто не мог распознать, прикрывает ли он землей кости чужих или своих, их всех хоронили как близких, как кровных родственников, с возросшей ненавистью к врагам, проникнутые и печалью, и гневом. В основание насыпанного затем над их могилой холма первую дернину положил Цезарь, принося усопшим дань признательности и уважения и разделяя со всеми скорбь».

После столетий поиска, в 1989 году, археологи наконец обнаружили поле знаменитого сражения у подножия горы Калкризе в 16 км северо-восточнее Оснабрюка. В ходе раскопок здесь были найдены многочисленные фрагменты оружия и амуниции, большое количество монет и личных вещей солдат. Характер и расположение находок свидетельствует о том, что по окончании сражения поле боя подверглось разграблению. Археологам сегодня приходится довольствоваться лишь случайными вещами, до которых не успели добраться мародёры. На поле было обнаружено большое количество фрагментированных костных останков, а также пять наполненных ими больших ям. Помимо человеческих фрагментов здесь были также обнаружены кости животных. Насколько это возможно установить, большинство костей принадлежало мужчинам от 20 до 40 лет, многие несли на себе зарубки и другие повреждения, полученные в ходе рукопашной схватки. Анализ костей показывает, что, прежде чем оказаться в земле, они в течение нескольких лет пролежали под открытым небом.

Алкен-Энге, или Ведебро, как это место называлось до недавнего времени, расположено в Иллеруп-Адале, к западу от Скандерборга в Восточной Ютландии (Дания). В древности здесь существовало озеро длиной 5 км, со временем превратившееся в цепь небольших озёр, которые уже ближе к нашему времени стали болотами. После проведённой около 1950 года мелиорации эта территория стала охранной зоной.
Первые исследования проходили здесь в 1950–1956 годах под руководством Харальда Андерсена. Буквально за день до окончания работ были найдены костные останки. На протяжении последующих пяти лет в долине, где река Иллеруп впадает в восточную часть озера Моссо, были обнаружены человеческие кости, принадлежавшие 26 различным людям. Рядом была замечена яма, содержавшая останки примерно 50–70 черепов. Здесь же были найдены кости животных, керамика и небольшое количество предметов вооружения.

Вероятнее всего, находки в Алкен-Энге — это остатки происходившего здесь большого сражения. Кости принадлежат погибшим в бою воинам или, возможно, военнопленным, после битвы умерщвлённым победителями. Погибли эти люди на месте или их останки были привезены сюда из какого-то другого места, строго говоря, остаётся неизвестным. Топография находок в долине Иллерупа скорее свидетельствует о второй версии. Как уже было сказано, Алкен-Энге находится всего в 5 км от месторасположения крупнейшего оружейного клада III–V веков в Иллерупе-Адале. Между этими двумя находками, на примерно равном расстоянии от них, находится ещё один жертвенный депозит — в Форлев Нимёлле. Правда, судя по выявленным здесь костям домашних животных и многочисленным остаткам керамики, он, скорее всего, связан с культом плодородия.

Такая высокая концентрация мест жертвоприношений в долине Иллерупа свидетельствует об особом, сакральном статусе этого места. В глазах германцев озёра являлись местом обитания божеств, которым здесь приносили различные жертвы: оружие павших воинов — в Иллерупе-Адале, человеческие жертвы или их останки — в Алкен-Энге и продукты мирной жизни — в Форлев Нимёлле.

Описывая верования галлов, Цезарь упоминал о существовании у них священных мест, где хранились приношения:
«Перед решительным сражением они обыкновенно посвящают ему будущую военную добычу, а после победы приносят в жертву всё захваченное живым, остальную же добычу сносят в одно место. Во многих общинах можно видеть целые кучи подобных предметов в освящённых местах и очень редко случается, что кто-либо из неуважения к этому религиозному обычаю осмелился скрыть у себя что-нибудь из добычи или унести из кучи: за это определена очень мучительная казнь».
Раскопки выявили несколько такого рода мест, крупнейшие и наиболее известные из которых находятся в Гурнай-сюр-Аронде и Рибмон-сюр-Анкре в Пикардии. Оба святилища функционировали на протяжении нескольких столетий, предшествовавших завоеванию Цезарем Галлии. Затем они оказались заброшены. Археологи раскапывали их в течение 1980-х годов.

Святилища имели весьма схожее устройство, представляя собой квадратное в плане сооружение, обнесённое по периметру рвом и валом. Внутри этого пространства хранились огромное количество изломанного оружия и многочисленные костные останки. Все эти люди были мужчинами в возрасте от 15 до 40 лет, погибшими насильственной смертью. Как и кости, найденные в Алкен-Энге, человеческие останки из Гурнай-сюр-Аронде и Рибмон-сюр-Анкре долгое время находились под открытым небом, прежде чем были захоронены в земле здесь же, на территории святилища.

Особенностью останков из Рибмон-сюр-Анкре является почти полное отсутствие голов. Среди приблизительно 10 000 костей было найдено только два черепных фрагмента и четыре зуба. Следы на обнаруженных здесь же шейных позвонках свидетельствуют, что головы были срублены сильным ударом, а человек к тому времени, скорее всего, был уже мёртв. Речь, таким образом, идёт не о казнях или жертвоприношениях, но об обращении с телами павших воинов. Что стало с головами после этого, доподлинно не ясно. Согласно одной гипотезе, они были выставлены на столбах здесь же, на территории святилища. Об этом, в частности, свидетельствует большое количество оставленных столбами ям и остатков железных гвоздей. По другой гипотезе, головы в качестве трофеев были унесены из святилища, поскольку, как известно из сообщений античных авторов, галлы хранили их дома.

Таким образом, мы можем поставить находки из Алкен-Энге в контекст эпохи, к которой относится этот памятник. Около 2 000 лет назад где-то поблизости произошла большая битва. Мы пока не знаем, кем были нападающие, но они потерпели тяжёлое поражение. Многие из них погибли, другие были захвачены живыми и здесь же убиты победителями. Все тела в течение долгих месяцев оставались непогребёнными лежать на поле боя. Это обхождение резко контрастирует с обычными погребальными практиками, предписывавшими сжигать мертвецов на костре, а прах хоронить в земле. Вероятно, оно было связано с представлениями об убитых в сражении людях как о жертве, которую надлежало приносить божеству. Когда непогода и зубы падальщиков очистили кости от остатков плоти, их собрали, сложили в определённом порядке и забросили на дно озера.

#ДревнийРим #античность #Дания #Калкризе #германцы #Тевтобург

источник: https://warspot.ru/11831-skandinavskie-klady-myortvye-voiny

Раскопки в Алкен-Энге.
Раскопки в Алкен-Энге.

Одна из находок в Алкен-Энге, способная поведать мрачную историю этого места.
Одна из находок в Алкен-Энге, способная поведать мрачную историю этого места.

Казнь военнопленных. Рельеф Колонны Марка Аврелия в Риме.
Казнь военнопленных. Рельеф Колонны Марка Аврелия в Риме.

Галльское святилище в Рибмон-сюр-Анкре, современная реконструкция.
Галльское святилище в Рибмон-сюр-Анкре, современная реконструкция.

Реконструкция способа размещения тел воинов и оружия в святилище Рибмон-сюр-Анкре
Реконструкция способа размещения тел воинов и оружия в святилище Рибмон-сюр-Анкре

8961
Поделиться с друзьями в: