Новости легиона

18 july 2018


Досуг, государство и граждане.

Фраза «хлеба и зрелищ» стала общим местом при описании того, как Римской империи удавалось в течение многих столе­тий упадка сохранять спокойствие народных масс. Пока у народа было достаточно хлеба, чтобы удовлетворить физические нужды, и хватало зрелищ, чтобы занять разум, правящим классам удавалось избегать социальной напряженности. Вряд ли подобная политика велась сознательно, однако ее активное применение, судя по всему, давало результаты.

Это не первый и не последний пример того, как с помощью развлечений удавалось сохранять общество от распада. Грек Геродот, первый историк западного мира, в «Персидских войнах» описывает, как царь Атис, правитель Лидии, страны в Малой Азии, насаждал среди населения игру в мяч, дабы отвлечь внимание от многолетних неурожаев, вызвавших брожение среди голодавшего народа. «План борьбы с голодом был таков: один день подданные должны были играть в мяч с утра до вечера так много, чтобы они и думать забыли о еде. На следующий день они ели, воздерживаясь от игр. Так лидийцы прожили восемнадцать лет», — писал историк.

Подобная практика существовала и в Константинополе, в эпоху заката Византийской империи. Чтобы поддерживать у граждан довольство жизнью, власти проводили в городе гран­диозные гонки на колесницах. Лучшие из возниц завоевывали богатство и славу, и к тому же автоматически получали место
в Сенате. В империи майя в Центральной Америке еще до испан­ской колонизации была популярна игра, напоминающая баскет­бол, которая увлекала зрителей на многие недели.

В наше время внимание представителей низших слоев общества приковано к спорту и шоу-бизнесу — этим популярным формам социаль­ной мобильности: баскетбол, бейсбол, бокс, популярная музыка
компенсируют избыток психической энергии, обещая при этом богатство и славу. В зависимости от личных представлений это явление можно интерпретировать двояко. В приведенных при­мерах можно увидеть подтверждение тому, что развлечения используются в качестве «опиума для народа», говоря словами Маркса о религии. Или их можно рассматривать как изобрета­тельный ход в опасной ситуации, когда более эффективные ре­шения не доступны.

Так или иначе, есть основания считать, что государство на­чинает активно заниматься досугом своих граждан — особенно пассивным, — лишь когда оказывается неспособным предло­жить им осмысленную производительную деятельность. «Хлеб и зрелища» — уловка, которую используют в качестве послед­него средства спасения, однако она способна лишь на время оттянуть полный распад общества. Современные примеры по­могают разобраться, что происходит в подобных случаях.

На­пример, многие представители коренного населения Северной Америки утратили возможность переживать состояние потока в работе и общинной жизни и пытаются наверстать упущенное в досуговых видах деятельности, имитирующих прежний, до­ставлявший им удовольствие образ жизни. Молодые индейцы навахо лучше всего чувствовали себя, гоняясь верхом за овца­ми по холмам юго-запада или участвуя в церемониальном пе­нии и танцах, длившихся неделями. Сейчас, когда эти занятия потеряли актуальность, они ищут состояние потока, распи­вая алкоголь и гоняя на спортивных машинах по пустынным шоссе. Количество потерпевших в дорожных происшествиях сегодня, возможно, ниже, чем число пострадавших в межпле­менных войнах и из-за несчастных случаев при выпасе овец в прежние годы, однако в наше время эти жертвы выглядят более бессмысленными.

Среди эскимосов наблюдается столь же опасная тенденция. Молодые люди, не имея возможности испытать радость охо­ты на тюленей и полярных медведей, переключаются на ав­томобили: это помогает им избегать скуки и фокусироваться на важной цели. При этом во многих арктических районах отсутствуют дороги, связывающие местные поселения с внеш­ним миром, однако там выстроено множество трасс, предна­значенных исключительно для гонок. В Саудовской Аравии избалованные детки нефтяных королей считают катание на верблюдах устаревшим развлечением, предпочитая гонки
на новейших моделях кадиллаков по пустыням и тротуарам Эр-Рияда. Когда производительная деятельность становится скучной и бессмысленной, досуг призван заполнить брешь.
В результате люди тратят на него все больше времени, изо­бретая новые искусственные стимуляторы.

Источник: «В поисках потока. Психология включенности в повседневность», Михай Чиксентмихайи

#ДревнийРим #политика #футбол #развлечения #зрелища #гладиатор #гарпастум



9947
Поделиться с друзьями в: