Новости легиона

12 november 2018


Гробница Эврисака

Мавзолей представляет собой тяжелое сооружение неправильной четырехгранной формы очень своеобразной архитектуры: плоскость каждой его стены зрительно делится поперек на две неравные части, верхняя (большая) часть стен прорезана рядами крупных круглых отверстий (типа современных иллюминаторов) , над которыми находятся фриз и карниз, а под ними — надпись, сделанная четкими буквами: «Это — гробница Марка Вергилия Эврисака, пекаря-поставщика» . Нижняя часть стен состоит из чередующихся приземистых квадратных столбов и цилиндров. В одной из стен имеется ниша, где помещались горельефные портретные изображения богатого булочника и его жены (сейчас они сняты и стоят отдельно) ; под нишей надпись: «Была у меня жена Атисия, женщина достойнейшая жила, останки тела которой, все, что осталось, находятся в этой хлебной корзине» . Стиль надписи явно говорит о том, что сочинил ее сам Эврисак. Объясняет эта надпись и странную архитектуру мавзолея — это, оказывается, хлебная корзина.

Известно, что по закону 58 г. до н. э. стали раздавать хлеб нуждающимся. На рельефе гробницы Эврисака конца I в. до н. э. в Риме можно проследить весь процесс превращения зерна в хлебцы. Мы видим покупку зерна, его размалывание в двух больших муфтовидных мельницах, жернова которых вращают ослы, погоняемые рабами, сцену приготовления теста и формования на столах хлебцев. Хлеб пекли в большой сферовидной печи, готовые булочки складывали в корзины и после взвешивания на весах-коромыслах хлеб поступал в продажу. Самую тяжелую работу в пекарнях по обмолоту зерна выполняли рабы. Ветряных мельниц не было, но водяные были известны уже в начале I в., хотя получили распространение лишь в позднеантичный период.

P.S. недавно зашел опять спор о датировке рукавных туник у древних римлян, в частности, был упомянут рельеф с гробницы Эврисака. На приведенных картинках примерами барельефов изображение было недостаточного качества, кроме того, вызывали вопросы сделанные с них прорисовки. Поэтому я и решил найти изображения хорошего качества с большим разрешением, чтобы не оставлять невыясненным данный момент Спасибо Евгению Кострову и Глебу Днепровскому за обсуждение данного барельефа )

Не забываем, что под каждым изображением есть меню, можно нажать "Еще" -> "Открыть оригинал" и посмотреть картинку в большом разрешении.

Все хорошие фото и прорисовки в большом разрешении загрузил в альбом https://vk.com/album-4171337_257197779

#ДревнийРим #барельеф #пекарь #хлеб #мавзолей #гробница




Рельеф с гробницы Эврисака.
Источник
Рельеф с гробницы Эврисака. Источник "Античная археология" И.Т. Кругликова


© Photo, text: M.E. Sergeenko. Prostie lyudi drevnei Italii. — Izdatel’stvo “Nauka”. Moskva — Leningrad, 1964, s. 66—67.
From: М. Rostovzeff. The social and economic history of the roman Empire, tabl. II.
© Photo, text: M.E. Sergeenko. Prostie lyudi drevnei Italii. — Izdatel’stvo “Nauka”. Moskva — Leningrad, 1964, s. 66—67. From: М. Rostovzeff. The social and economic history of the roman Empire, tabl. II.

Хлебопекарня (по рельефу на гробнице владельца крупной хлебопекарни Эврисака в Риме, 2 в.): а — покупка зерна; b — жернова, приводимые в движение ослом; с — просеивание муки; d — проверка качества муки; е — тестомешалка (поперечный разрез, подвижные части заиприхованы); f — формовка хлеба на столах; g — раб с пекарской лопатой возле печи; h — взвешивание хлеба при oптовой продаже.
Хлебопекарня (по рельефу на гробнице владельца крупной хлебопекарни Эврисака в Риме, 2 в.): а — покупка зерна; b — жернова, приводимые в движение ослом; с — просеивание муки; d — проверка качества муки; е — тестомешалка (поперечный разрез, подвижные части заиприхованы); f — формовка хлеба на столах; g — раб с пекарской лопатой возле печи; h — взвешивание хлеба при oптовой продаже.

Гробница Эврисака
11422
Поделиться с друзьями в: