Новости легиона

07 march 2021


Новая статья от Алексея Козленко

Щит является не только основной защитой воина в бою, но и ярким украшением, а также опознавательным знаком, по которому встречали своих и отличали врагов. Изобразительные памятники доносят до нас фигуры и эмблемы, которые римляне рисовали на щитах, а археологические артефакты позволяют приоткрыть тайны технической стороны этого процесса.

Помимо декоративного назначения, роспись щита выполняла функцию эмблемы, по которой солдаты в сутолоке боя узнавали своих. По словам Вегеция,

«чтобы воины как-нибудь в смятении битвы не отбились от своих товарищей по палатке, у различных когорт на щитах были нарисованы различные знаки, как сами они их называют дигматы, как это и теперь осталось в обычае. Кроме того, на обороте щита каждого воина буквами написано его имя, при этом прибавлено из какой он когорты или какой центурии».

В источниках встречается целый ряд эпизодов, которые свидетельствуют о том, что римские легионы действительно имели отличительные знаки на щитах. Один из наиболее знаменитых случаев рассказан Тацитом в описании сражения при Кремоне в 69 году н.э., когда двое преторианцев, подобрав на поле боя щиты убитых противников из армии Вителлия, благодаря этой уловке смешались с врагами и вывели из строя наносившую им тяжёлые потери баллисту. Аммиан Марцеллин рассказывал о том, как германцы по рисункам на щитах идентифицировали солдат, принадлежавших к различным легионам. Наконец, поэт Клавдий Клавдиан в песни о Гильдоновой войне упоминал храбрых Leonenses, об имени которых свидетельствуют изображения львов (leones) на их щитах. Возможно, речь идёт об изображениях, подобных тем, что чеканились на монетах легионных серий: козерога, считавшегося символом II Августа и XIV Сдвоенного легионов, быка — символа III Галльского, VIII Августа, Х Сдвоенного легионов, льва — символа IV Флавия, XVI Флавия, III Киренаикского легионов, кабана — ХХ Валерия Победоносного, слона — V Жаворонков и т.д.

Довольно высокое художественное качество изображения и применявшаяся при этом сложная техника росписи говорят о том, что занимались этим делом профессиональные художники. В Мадаин Салихе, расположенном в оазисе Хегра на территории современной Саудовской Аравии, было найдено посвящение «Гению Бостры» (???? ???????), сделанное от имени некоего Адриана, который определяет себя как художника (????????) III Киренаикского легиона. Надпись датируется началом II века и напрямую связана с римской аннексией Набатейского царства. В 107 году III Киренаикский легион был переведён из Египта в новообразованную провинцию Аравия и дислоцирован в лагере в Бостре. Небольшие отряды из солдат легиона несли службу в других городах и крепостях. В одном из таких отрядов, размещавшихся в отдалённом оазисе на краю пустыни, и нёс службу «художник Адриан».

Источник и полный текст статьи: https://warspot.ru/19049-liki-bogov-i-emblemy-legionov

#ДревнийРим #щит #скутум #ДураЕвропос #античность
#Древний_Рим #источники #роспись #художник

Поперечное сечение щитовой доски, изученное при помощи рентгенографии и спектроскопии:
1 — левкас, состоящий из измельчённого карбоната кальция, вероятно, мела, с включением лубяных волокон;
2 — растительное волокно, возможно, лён;
3 — слой, содержащий органический красный краситель, осаждённый на гипсовой подложке;
4 — красный подготовительный слой, состоящий из киновари, небольших количеств свинцовых белил и розовой марены на гипсовой подложке.
Поперечное сечение щитовой доски, изученное при помощи рентгенографии и спектроскопии: 1 — левкас, состоящий из измельчённого карбоната кальция, вероятно, мела, с включением лубяных волокон; 2 — растительное волокно, возможно, лён; 3 — слой, содержащий органический красный краситель, осаждённый на гипсовой подложке; 4 — красный подготовительный слой, состоящий из киновари, небольших количеств свинцовых белил и розовой марены на гипсовой подложке.

Деревянный щит, расписанный сценами из Троянской войны. Акварель, выполненная Гербертом Дж. Гутом, художником археологической экспедиции вскоре после находки. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен. Рисунок даёт представление о том, как выглядела роспись щита.
Деревянный щит, расписанный сценами из Троянской войны. Акварель, выполненная Гербертом Дж. Гутом, художником археологической экспедиции вскоре после находки. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен. Рисунок даёт представление о том, как выглядела роспись щита.
22795
Поделиться с друзьями в: