Новости легиона

26 Апреля 2017

Император Марк Аврелий

В VI день до майских календ DCCCLXXIV (874) года a.U.c. (26 апре­ля 121 г.) в Риме родил­ся Антонин Марк Аврелий (Antonnus, M. Aurelius), по про­зва­нию Фило­соф, обык­но­вен­но назы­ва­е­мый про­сто Марк Авре­лий.

Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления — Марк Анний Катилий Север, а после второго — Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, при­над­ле­жал к знат­ной фами­лии, про­ис­хо­див­шей из Испа­нии. Отцом его был пре­тор Annius Verus; это имя носил пер­во­на­чаль­но и сын, буду­щий импе­ра­тор. Марк Авре­лий уже в юно­сти был серье­зен и рас­суди­те­лен и с 12 лет стал зани­мать­ся фило­со­фи­ей под руко­вод­ст­вом Иро­да Атти­ка, Фрон­то­на, Юния Русти­ка и др. Заслу­жив рас­по­ло­же­ние Адри­а­на, по воле послед­не­го он был усы­нов­лен Анто­ни­ном Пием, при­нял с этих пор имя Мар­ка Авре­лия Анто­ни­на и в том же (139 г.) году сде­лал­ся кве­сто­ром. Женат он был на доче­ри сво­е­го при­ем­но­го отца, Фав­стине. Харак­тер его не лишен был сход­ства с харак­те­ром Анто­ни­на: он был откро­ве­нен, скро­мен, кроток и лас­ков. 7 мар­та 161 г. он всту­пил в управ­ле­ние импе­ри­ей. Когда в Риме начал­ся голод, Марк Авре­лий и его сопра­ви­тель, при­ем­ный брат Л. Вер, пока­за­ли мно­го забот­ли­во­сти и пред­у­смот­ри­тель­но­сти в ока­за­нии помо­щи неиму­щим. Вос­ста­ния в Гер­ма­нии и Бри­тан­нии были подав­ле­ны, вой­ну с пар­фя­на­ми в 165 г. счаст­ли­во окон­чил Л. Вер. Раз­ра­зив­ша­я­ся в 164 г. вой­на с мар­ко­ман­на­ми (в нынеш­ней Боге­мии), к кото­рым при­со­еди­ни­лись еще и дру­гие гер­ман­ские и пан­нон­ские пле­ме­на (Capit. Ant. Phil. 14 слл. Paus. 8, 43), при­чи­ни­ла мно­го тре­вог импе­ра­то­ру. Вра­ги про­ник­ли даже до Акви­леи в Верх­ней Ита­лии. К это­му при­со­еди­ни­лась опу­сто­ши­тель­ная чума, истре­бив­шая и часть вой­ска. Eutr. 8, 12. Импе­ра­тор сам отпра­вил­ся в поход и одер­жал несколь­ко побед; в это вре­мя, в 170 г., умер Л. Вер на обрат­ном пути в Ита­лию. Импе­ра­тор, отпра­вив­ший­ся тем вре­ме­нем в Рим, уже в следу­ю­щем году опять высту­пил в Пан­но­нию, усерд­но напе­ред оза­бо­тив­шись попол­не­ни­ем рядов вой­ска, поредев­ших от чумы и сра­же­ний. Одну победу он одер­жал на льду Дуная, дру­гою, как гово­рит пред­а­ние, обя­зан был леги­о­ну (legio fulminatrix), состо­яв­ше­му из хри­сти­ан. Dio Cass. 71, 8. 9. Capit. Ant. Phil. 24. Эти­ми победа­ми он заста­вил нако­нец вра­гов про­сить мира. Для обес­пе­че­ния без­опас­но­сти импе­рии на буду­щее вре­мя он посе­лил мно­го вар­ва­ров в погра­нич­ных про­вин­ци­ях и воз­двиг погра­нич­ные валы, кото­рые занял сол­да­та­ми. Отсюда отпра­вил­ся в Азию, где пол­ко­во­дец его Авидий Кас­сий, ока­зав­ший ему выдаю­щи­е­ся услу­ги в войне с пар­фя­на­ми, под­нял вос­ста­ние. После того как Кас­сий был убит, импе­ра­тор еще доволь­но дол­гое вре­мя оста­вал­ся в Азии, а по воз­вра­ще­нии отпразд­но­вал три­умф (176 г.) вме­сте с сыном сво­им Ком­мо­дом. При этом слу­чае про­ще­ны были мно­гие недо­им­ки и граж­дане щед­ро ода­ре­ны. Уже в 179 г. импе­ра­тор сно­ва дол­жен был пред­при­нять поход про­тив веро­лом­ных мар­ко­ман­нов, раз­бил их при Кар­нун­те в Пан­но­нии, но вско­ре, еще в про­дол­же­ние этой вой­ны, умер 17 мар­та 180 г., веро­ят­но, в Сир­мии. Хотя вре­мя его прав­ле­ния — про­тив­но его наклон­но­стям — и было обиль­но вой­на­ми, но тем не менее он забо­тил­ся и о внут­рен­нем бла­го­устрой­ст­ве импе­рии и издал нема­ло пре­крас­ных зако­нов, осо­бен­но в нача­ле сво­е­го цар­ст­во­ва­ния, уве­ли­чил чис­ло судов и часто сам при­ни­мал лич­ное уча­стие в заседа­ни­ях сена­та, кото­ро­му ока­зы­вал боль­шой почет, пред­о­став­ляя даже еще боль­шее вли­я­ние на дела, чем Анто­нин. Подоб­но послед­не­му Марк Авре­лий нена­видел мотов­ст­во и рос­кошь и сам жил очень скром­но. Его кротость и мило­сер­дие осо­бен­но обна­ру­жи­лись в отно­ше­ни­ях к семье Авидия Кас­сия. Его харак­тер и все его миро­со­зер­ца­ние выска­за­лись в напи­сан­ном им сочи­не­нии: τ? ε?ς ?αυτ?ν; это сбор­ник (в 12 кни­гах) нрав­ст­вен­ных раз­мыш­ле­ний, в кото­рых автор явля­ет­ся после­до­ва­те­лем сто­и­че­ской фило­со­фии, но со свой­ст­вен­ной ему крото­стью ста­ра­ет­ся смяг­чить рез­кость сто­и­че­ско­го уче­ния. Боль­шую часть это­го сочи­не­ния он напи­сал во вре­мя сво­их дунай­ских похо­дов, среди труд­но­стей вой­ны, в лаге­ре при Кар­ну­те. Изд. Gataker (1652), Schultz (1802), Dübner (1840). Кро­ме того, в собра­нии писем Фрон­то­на сохра­ни­лись обра­щен­ные к это­му послед­не­му пись­ма и один диа­лог Мар­ка Авре­лия.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 107.

 

Император Марк Аврелий

 

 

4853
Поделиться с друзьями в: