Новости легиона

31 Декабря 2017


Реконструкция техники боя римского легионера I-II века по иконографическим и письменным источникам (2011 - 2017)
автор статьи: Лисюченко Виталий

Введение

В исторической науке иконография — система приёмов и методика определения достоверности изображения какого-либо истинного лица или события, их опознания и датировки.
В 20 веке принципы исторической иконографии распространяются на фото- и кинодокументы.
При написании статьи использовались

I Иконографические источники:
I.I Рельеф Принципации Майнца - изображение, найденное в Германии в городе Майнц («Mogontiacum» в эпоху римлян - регион важного стратегического значения. Своё начало город берёт в 13 год до н.э. с возникновения римского лагеря на Кестрихе).
Тогдашнее название «Могонтиациум», имеет кельтские корни и связано с именем древнекельтского бога Мощи/Силы - Могона. Город наряду с Кёльном и Триром был одним из трех крупных военных, административных, торговых и культурных центров севернее Альп.

I.II Метопы Трофея Траяна — монумент в Адамклисе (Румыния), построенный в 109 году в тогдашней римской провинции Мезия в честь победы римского императора Траяна над даками в 102 году в битве при Тапае. Монумент был возведен на месте, где в 92 году был разгромлен XXI Стремительный легион. До его возведения здесь существовал алтарь, на стенах которого были написаны имена 3000 легионеров и ауксилиев, погибших здесь «сражаясь за Республику».
Траянский монумент был посвящён римскому богу войны Марсу. На монументе были 54 метопы, изображающие сражения римских легионов с врагами; большинство (48 из 54) из них сейчас хранятся в расположенном рядом музее, ещё 1 метопа находится в Стамбуле (Турция). Монумент должен был служить предупреждением племенам неподалеку от недавно завоеванной провинции.
Оригинальный монумент не сохранился, его место сейчас занимает реконструкция 1977 года.
Традиционно считается, что данный монумент отображает вооружение римского войска более реалистично, нежели посвящённый тем же дакийским войнам монумент – Колонна Траяна – официальный помпезный памятник заслугам императора Траяна.

I.III Колонна Траяна - колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.
Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов).

I.IV Рельефы колонны Марка Аврелия — дорическая колонна, расположенная в Риме на названной в её честь Площади колонны. Воздвигнута в память о Маркоманской войне Марка Аврелия, прототипом её послужила колонна Траяна.
Первый этап Маркоманской войны (166-180 гг.) для Рима был неудачным, первые успехи стали праздновать в 176 г., а в 180 г. Марк Аврелий умер, так что колонна была построена в этот промежуток времени: 176-180 гг. н.э.

II. Письменные источники:

II.I «История Рима от основания города» Тита Ливия (59 год до н. э. — 17 год н. э.) — древнеримский историк.
Как и большинство римских историков своего времени, Ливий опирается преимущественно на сочинения предшественников, а к изучению документов прибегает достаточно редко.
Свои источники он называет редко: обычно это происходит, лишь когда их свидетельства не совпадают. В любом случае, Ливия не интересовало исследование истинности описываемых событий и установление причинно-следственной связи. Обычно Ливий выбирал наиболее правдоподобную версию из нескольких и следовал ей. Степень правдоподобности определялась им субъективно, о чём он сообщил: «Раз дело касается столь древних событий, я буду считать достаточным признавать за истину то, что похоже на истину». Традиционно считается, что Ливий начал работать над своим важнейшим сочинением около 27 года до н. э. Это выводится на основании датировки первой книги. Её составление Ливием традиционно относят к периоду между 27 и 25 годами до н. э.

II.II «Римские древности» Дионисия Галикарнасского. Написаны на греческом языке в конце I века до н.э. Это – одно из немногих античных сочинений, которые дошли до наших дней, содержавшее последовательное изложение римской истории с незапамятных времен. Сохранилось оно не полностью. Однако первые книги остались. В них описаны события древнейшей истории Рима вплоть до конца ранней Республики (IV в. до н.э.), наименее освещенные в неутраченной части античной историографии.
Дионисий писал для своих соплеменников, стараясь осветить непонятные им явления римской жизни. Отсюда его внимание к мелочам, к деталям, на чем обычно не останавливались собственно римские авторы, писавшие на латинском языке для римлян, которые не нуждались в объяснении того, что было неизвестно грекам.

II.III «О военном деле». Автор Вегеций Флавий Ренат (Flavius Vegetius Renatus), римский военный историк и теоретик, живший в конце IV — начале V века.
Вегеций изложил теорию военного искусства античного мира. В труде изложены вопросы комплектования, организации и обучения армии, важнейшие правила ведения войны и боя, боевые порядки, способы атаки и обороны крепостей, принципы ведения морского боя, сведения об осадной технике и другое.
Труд Вегеция напоминает военное наставление. Он проникнут стремлением автора возродить былое военное могущество пришедшей в упадок Римской империи. Не имея возможности вскрыть истинные социальные причины происходящего исторического процесса, историк видел спасение империи в дальнейшей милитаризации и возвращении к военному прошлому. Упадок военного искусства Рима автор «О военном деле» объяснял забвением военного дела и военного опыта времен рабовладельческой республики, требовал систематического обучения и заблаговременной подготовки армии к войне, преданности воинов императору и Римскому государству.
Вегеций не был специалистом в военном деле, он черпал свои сведения у других писателей: Катона Старшего, Фронтина, Колумеллы. Датировка сочинений Вегеция концом IV или серединой V века остается спорной. «Epitoma rei militaris» Вегеция была весьма распространена в Средние века и использовалась в обучении военному делу вплоть до XIX века.
?
II.IV. «Достопамятные деяния и изречения» Валерия Максима. «Достопамятные деяния и изречения» собирались и создавались постепенно. Максим – не историк, однако добротное образование позволяло ему хорошо ориентироваться в исторических источниках. Автор использовал труды Тита Ливия и Цицерона, энциклопедиста Марка Теренция Варрона (116-27 до н. э.), историка Гая Саллюстия Криспа (86-35 до н. э.) и Помпея Трога (I в. до н. э. — I в. н. э.), возможно, «взаимствовал» у автора всемирной истории (несохранившейся) в сорока четырех книгах, возможно использовал всеобщую историю Полибия (ок. 201-120 до н. э.) и Диодора Сицилийского (ок. 90-21 до н. э.).
В собрании Валерия часто встречаются примеры, не отмеченные у других авторов. Частично это можно объяснить утратой соответствующих текстов. Но иногда мы явно сталкиваемся с рассказами самого Валерия как очевидца. И здесь на первый план выдвигаются его собственный стиль, его выводы.
Рассказы его распределялись по темам. Например, в первой книге обозначены следующие блоки: «О религии», «О пренебрежении религией», «О предзнаменованиях», «О знамениях» (De prodigiis), «О снах», «О чудесах». Во второй книге мы находим разделы «О древних установлениях», «О военном деле» и прочее.
Валерий Максим, живший в первой половине I в. н. э., прославился как автор своеобразной моральной, или нравоучительной, истории. Собрав в девяти книгах девятьсот шестьдесят семь занимательных историй из «деяний» и «изречений» знаменитых людей прошлого, он стал немыслимо популярен в Риме. Его главный труд был издан около 30 г. н. э. Сохранились сокращенные версии — эпитомы. Одна из них принадлежит некоему Юлию Париду и относится к концу IV или началу V в. Другая эпитома под именем Януария Непотиана была написана в конце VI в. II.VI «Воспитание оратора» Марка Фабия Квинтилиана - римского ритора (преподавателя красноречия), теоретика ораторского искусства, реформатор литературного стиля; автор наиболее полного античного учебника по ораторскому искусству, который дошел до наших времен. Современники называли его вторым Цицероном.
Примерно в 88 г. Квинтилиан перестал выступать в судах и преподавать, отдавая все силы сочинению трактата «Воспитание оратора», который состоял из 12 книг. Из всех дошедших до нас трудов по риторике, созданных в эпоху античности, это самый крупный и представляющий наибольшую ценность как источник знаний о древней педагогике и риторике. Квинтилиан считал, что оратором может быть только очень образованный и воспитанный, высоконравственный человек, поэтому в своей книге рассматривал не только непосредственно искусство красноречия, но и все, что помогает людям приобретать полезные качества.

К посту прикреплен документ с полной заметкой в pdf

#Древний_Рим #ДревнийРим #ИсторическаяРеконструкция #Античность #римскоефехтование

7414
Поделиться с друзьями в: