21 february 2018 | |
Другой Август Историк Яков Межерицкий об образовании Октавиана Августа, культуре эпохи Римской империи и семейной истории первого римского императора. Часть II. Атия - мать Октавиана еще долго сохраняла влияние на сына. Так, в 46 г. она не разрешила Октавию отправиться вместе с Цезарем в Африку, где предстояла война с помпеянцами. [19] Известно, что из одной из экспедиций Октавий отпросился у Цезаря для встречи с матерью. [20] Мнение Атии и в последующем оставалось для него значимым, если не определяющим. В Риме он проводил время в основном в доме родителей, поселившись рядом с ними (Nik. Dam. 128. 34). Лишь когда погиб Юлий Цезарь, Атия, сообщив сыну о случившемся и призывая вернуться к ней, решила добавить: дескать, ему уже пора действовать «как мужчине, своим умом решать и поступать соответственно своему положению и обстоятельствам» (ibid. 128. 38, сравн.: App. b. c. III. 10). По-видимому, Атия и сама уже тяготилась функцией советчицы, поскольку Октавий по привычке всегда к ней обращался. Но на этом почти комичная история взаимоотношений мамы и сына не завершилась. Как известно, отчим Филипп, опасаясь за жизнь пасынка, советовал не принимать имя и наследство Цезаря. Атия же, хотя также беспокоилась за сына, все же не стала отговаривать его от рискованного решения. Октавий давно научился читать мысли матери. Хотя он прибег также к помощи других советчиков, представляется, что позиция Атии и на сей раз оказалась решающей. Во всяком случае, Николай Дамасский сообщает, что она (видимо, на семейном совете, который предшествовал совещанию с друзьями) «согласилась с тем, чтобы он принял имя Цезаря, и первая его похвалила» (Nik. Dam. 130. 54). С этого дня Октавию и в самом деле пришлось принимать все больше ответственных решений, даже не соглашаясь с родителями (ibid. 130. 126). Но Атия продолжала по привычке опекать сына. Ему приходилось скрывать некоторые рискованные шаги, чтобы она не противилась его действиям (ibid. 130. 132—134). Судя по всему, Атия была женщиной неординарной, привыкшей брать на себя ответственность. Именно племяннице Юлий Цезарь завещал устройство своих похорон. Не ее вина, что возбужденная консулом Антонием толпа нарушила запланированный ритуал, проведя сожжение тела в центре форума (ibid. 130. 48). Диктатор доверял не только организационным способностям и сильному характеру Атии, но и верности долгу, fides. Судя по всему, матери, как и всему велитрийскому окружению и духу, будущий принцепс был обязан своими базовыми «республиканскими» политическими ориентациями. [21] Важное место в процессе обучения занимало воспитание со ссылками на примеры (exempla) и нравы предков (mos maiorum). Оно начиналось с рассказов о римских героях, готовых пожертвовать собой для блага отчизны. Это воспитание и образование было основано на принципах, сформулированных еще консулом 195 г. до н. э. М. Порцием Катоном и целым рядом его единомышленников. В их основе лежало убеждение, что римляне как своими институтами и законами (instituta et leges), так и доблестями и добродетелями (virtutes) превосходят все другие народы. Спустя полтора века Цицерон, признавая превосходство греков в эрудиции и в различных жанрах литературы, утверждал, что даже у них нельзя найти присущих римлянам по природе основательности (gravitas), постоянства (constantia), душевного величия (magnitudo animi), верности (fides), как и целого ряда других важных качеств (см.: Cic. Tusc. I. 2). О первых учителях Октавия известно немного. Среди них был «педагог» Сфер. Этот грамотный раб с греческого Востока, видимо, и присматривал за каждым шагом мальчика.[22] Мать и бабушка не только подбирали знающих и строгих наставников, но и сами занимались с ребенком. Он рано научился читать, писать и считать. Обучение уже на раннем этапе было двуязычным: на латинском и греческом. Сохранились сообщения о первых успехах. Когда Октавию было 9 лет, он удачно выступил перед каким-то большим собранием.[23] В возрасте 12 лет он произнес речь на похоронах своей бабушки.[24] Это был возраст, когда обычно начинался второй этап обучения — средняя школа. Наряду с грамматикой, включавшей изучение литературы,[25] все большее место занимало красноречие, заучивание примеров из классиков и практические упражнения — декламация. Известно имя учителя Октавия, Марка Эпидия, который имел в Риме латинскую риторскую школу. Среди его известных учеников был еще один будущий триумвир — Антоний, а также Вергилий.[26] Греческой риторике Октавий учился у Аполлодора Пергамского. Сочинения знаменитого ритора переводились на латинский язык. О значении уроков Аполлодора для Октавия свидетельствует сообщение Страбона о сохранившейся надолго дружбе ученика и учителя. Правда, принцепс самокритично относился к своему греческому. Аполлодор, в соответствии с представлявшимся им направлением в риторике («аттикизм»), должен был способствовать выработке и совершенствованию деловой, без вычурности, манеры речи будущего принцепса.[27] Все, что нам известно об ораторской и литературной активности Августа, свидетельствует о том, что годы учебы были не напрасны. Он на всю жизнь стал человеком читающим, произносящим речи и пишущим. Октавиан-Август постоянно работал над слогом как устной, так и письменной речи, достигая простоты и ясности. [28] Физическая и военная подготовка была обязательной для всех юношей, готовившихся к государственной карьере. Сюда входили плавание и верховая езда, владение мечом и другим оружием. Как и владение словом, эти умения постоянно оттачивались в состязаниях со сверстниками. В занятиях, предполагавших физическую силу и выносливость, Октавий особых шансов быть в первых рядах не имел, хотя упражнялся в этом вплоть до окончания гражданских войн (Nik. Dam. 127. 5 f. comp.: Suet. Aug. 73). По мере взросления все большее внимание своему внучатому племяннику уделял Юлий Цезарь. В ходе бесед он убеждался в уме и сообразительности подростка. «Увидев его (Октавия) остроумие и сметливость, краткость речи, в которой давались самые точные ответы на поставленные вопросы, он (Цезарь) полюбил и оценил его еще больше» (Nik. Dam. 127. 24). Юлий Цезарь, у которого не было сына, давно задумывался об усыновлении Октавия. Он лишь не хотел спешить, чтобы не избаловать мальчика,[29] но исподволь готовил его к государственной деятельности, в частности, заботясь об основательном и всестороннем образовании.[30] Октавий продолжал усердно изучать риторику, а также принялся за философию — предметы, которые составляли основу высшего образования. Эти греческие науки, получившие особое развитие в эллинистический период, римляне считали наиболее полезными.[31] Главное внимание уделялось «практической философии», то есть поведению человека, этике, а также политологии. На первом месте стояли стоические авторы. Их доктрина, учившая ответственному отношению к выполнению долга, более всего соответствовала римской системе ценностей. Интересу Октавия к этой проблематике не могло не способствовать общение с Цезарем и его окружением. Примечания: 19) Nik. Dam. 127. 14. Причиной могла быть болезнь. О плохом состоянии здоровья вообще см.: Suet. Aug. 80—82; Nik. Dam. 127. 14 f.; 19—21. Тем не менее, Октавий участвовал в африканском триумфе Цезаря (Nik. Dam. 127. 14, сравн. 17). По староримским понятиям слушаться мать не было зазорным. Тацит приводил как положительный пример Агриколу, который последовал совету матери отказаться от изучения философии (Tac. Agr. 4. 2—4). 20) Откуда отпрашивался Октавий, не указано, возможно, из Испании. По прибытии, выяснив, что Атия не признала родственником некоего самозванного сына Гая Мария, Октавий тоже отказался это сделать, сославшись при этом на Цезаря как главу фамилии (Nik. Dam. 128. 31—33). 21) Сравн.: Becher I. Atia, die Mutter des Augustus: Legende und Politik // Schmidt E. G. (Hrsg). Griechenland und Rom. — Erlangen; Jena, 1996. — S. 95—116. В данном тексте термин «республика» и производные используются не как обозначение одной из форм государства, а в своем первоначальном римском значении. По Цицерону: «Est… res publica res populi» — «республика есть достояние (сфера интересов) народа» (Cic. rep. I. 25/39, comp.: 26/41; 32/48 etc.). Смысл этой формулы в том, что в основе гражданской общины лежит общественный интерес, закрепленный обычаем и правом. Это понимание лежало в основе идеологии res publica restituta. См.: Межерицкий Я. Ю. «Восстановленная республика»…, особ. с. 218 слл. 22) Dio XLVIII. 33. 1; comp.: Nik. Dam. 127. 5. Несмотря на строгость, воспитанник сохранил признательность к своему бывшему «дядьке». Став взрослым, он даровал Сферу свободу. Когда тот умер в 40 г., Октавиан, несмотря на опасную для него самого ситуацию, позаботился о похоронах (Dio XLVIII. 33. 1). 23) Подробности неизвестны, краткое сообщение см.: Nik. Dam. in FGrH 127. 4. Если Николай имел в виду выступление на похоронах Юлии, то в указании возраста ошибка, возможно, умышленная. См.: Malitz J. Op. cit. — S. 104, комм. 23. См. также след. сноску. 24) Suet. Aug. 8. 1; Quintil. inst. XII. 6. 1. Квинтилиан считал этот возраст необычно ранним для публичного выступления несовершеннолетнего (praetextatus). Но Октавий мог следовать прецеденту Цезаря (Suet. Iul. 6, cf. Plut. Caes. 5. 1—2). В последующем это был пример для юных членов императорской фамилии. Август способствовал тому, что его внук Гай появился на публике уже в 6 лет (Suet. Aug. 56. 1, Dio LIV. 27. 1; LV. 9. 1; о Тиберии и Калигуле: Tib. 6. 4; Calig. 10. 1). 25) Об обучении грамматике: Bonner S. F. Education in ancient Rome. From the Elder Cato to the Yunger Pliny. Berkeley, 1977. — P. 47—64, 189—249; Christes J. Sklaven und Freigelassene als Grammatiker und Philologen in Rom. Wiesbaden, 1979; Rawson E. Intellectual life in the Later Roman republic. Baitimor, 1985. — P. 117—131, 267—281. 26) Названные лица учились у Эпидия в разное время. Он был популярным учителем риторики, но прослыл клеветником (calumniator — Suet de vir. ill. 28, — где в числе его учеников названы Антоний и Август). Об обучении Вергилия у Эпидия упоминается в античном жизнеописании поэта. См.: Schanz-Hosius. I. — S. 582 f.; Brzoska J. Epidius 2 // RE VI. Sp. 59; Strzelecki W. Epidius // KP II. — S. 306. 27) Об Аполлодоре см. Suet. Aug. 89. 1, cf.: Strab. XIII. 4. 3; Quint. III. 1. 17 sq. По его имени называлась одна из двух соперничавших риторских школ эпохи — аттическая, наряду с азианской школой Теодора из Гадары (учителя Тиберия). Квинтилиан сообщает о переведенном на латынь учебнике риторики Аполлодора. В приверженности строгой аттической речи Август следовал Юлию Цезарю. Этого стиля придерживались ораторы Кальв, Саллюстий, Азиний Поллион. Сравн.: Parker E. R. The education… — P. 32. 28) Октавиан совершенствовал ораторские качества даже во время Мутинской войны. То же сообщается об Антонии (Suet. Aug. 84. 1; vir. ill. 25). О работе Августа над слогом и критике им риторических излишеств (азианизма?) у Мецената, Антония, Тиберия и Агриппины Старшей и других — Suet. Aug. 86, в частности, отрывок из письма Августа Меценату у Макробия: Macr. sat. II. 4. 12. Октавию-Августу с ранних лет мешали проблемы с голосом. Иногда ему приходилось поручать зачитывание подготовленных текстов другим лицам: Suet. Aug. 84. 2, сравн.: Nik. Dam. 128. 36; Dio LIV. 25. 5. 29) Nik. Dam. 128. 30. В другом месте, рассказывая об участии Октавия в африканском триумфе Цезаря, Николай Дамасский сообщает, что Юлий Цезарь усыновил мальчика еще при жизни, видимо, имея в виду фактическое признание родства (127. 17). Этот вопрос породил целую литературу, но в данном контексте не имеет принципиального значения. О посмертном усыновлении (официально оформленном приблизительно в июне 44 г.) см.: Bleicken J. Augustus. — S. 37 ff., 692 f. (с указаниями на источники и литературу). 30) Программа всесторонней подготовки представителя высшего сословия к прохождению cursus honorum тщательно рассмотрена в опубликованной недавно диссертации: Scholz P. Den Eltern folgen: Sozialisation und Erziehung der republikanischen Senatsaristokratie. Berlin, 2011. Рассмотрение обучения представителей господствующего класса в значительной мере отвечает на вопрос о причине незаменимости таких кадров в период Ранней Империи. Сравн. также очерк Р. Сайма «Образование аристократа», в котором говорится о постановке образования в период правления Августа, но не о нем самом (Syme R. The Augustan aristocracy. Oxf., 1986. — P. 346—366). 31) Об усердии Октавия в studia liberalia сообщает Светоний (Aug. 84. 1; comp.: Vell. II. 59. 3; Dio XLV. 2. 7). Об идеале образованности в то время: Sen. cons. ad Marc. 24. См. известные работы: Marrou H. I. Geschichte der Erziehung im klassischen Altertum. M?nchen, 1977 (fr. orig.: Histoire de l’?ducation dans l’antiquit?. Paris, 1976); Bonner S. F. Education…; Bringmann K. Die Bedeutung der Philosophie in Rom zur Zeit der sp?ten Republik // Piepenbrink K. (Hrsg.) Philosophie und Lebenswelt in der Antike. Darmstadt, 2003. — S. 149—161 etc. автор: Яков Межерицкий - профессор, доктор исторических наук источник: postnauka.ru заметки: Толкачёв Алексей (Санкт-Петербург) 8110 |