Новости легиона

19 Июнь 2018

Невеста из Древнего Рима.

11 января 1889 года в котловане под фундамент будущего «Дворца Правосудия» в Риме недалеко от берега реки Тибр обнаружили два античных беломраморных саркофага. На одном из них было женское имя, на другом мужское: Креперия Трифаена и Креперий Евхуд. Были приглашены археологи, но вскоре стало ясно, что хотя саркофаги не вскрывались, из-за глубины захоронения и близости реки они не раз затапливались грунтовыми водами. Транспортировка тяжелых саркофагов полных воды оказалась весьма проблематичной задачей, а потому решили вскрыть их прямо тут на месте. Весть о находке быстро облетела округу и вокруг котлована собрались зеваки – сверху наблюдать даже удобнее чем снизу. Первой осторожно сняли крышку саркофага с женским именем и вздох удивления пронесся по толпе: в полупрозрачной воде колыхались длинные темные волосы, бледное лицо с широко распахнутыми глазами смотрело вверх, лоб обрамлен чудесным золотым венком…

- Наяда, настоящая наяда… это чудо… - шепотом пронеслось по рядам зрителей.

Увы, но чудес не бывает, уж точно не в нашей с вами реальности…

Волосы оказались длинными нитями корней водяного растения, бледный лик с распахнутыми глазами – белеющим черепом с пустыми глазницами, а золотой венок оказался… золотым миртовым венком на челе юной девушки, умершей много сотен лет назад.

Исследовав кости ученые пришли к выводу, что они принадлежали девушке в возрасте всего около 18 лет (точнее от 15 до 20 лет).

Скорей всего Креперия была из далеко не бедной семьи Рима, хотя ее имя греческого происхождения. Да, она явно не была аристократкой, наверняка, не из патрицианской семьи или древнего, пусть, и плебейского римского рода. Но Рим в то время уже в большей степени принадлежал богачам-нуворишам, а не аристократам древних фамилий.

Семья Креперии, не относилась к сверхбогатым или очень богатым семействам, скорее к категории просто обеспеченных граждан Рима, этакий средний класс античности – торговцы средней руки, лавочники.

На фото ниже видно обручальное кольцо, подарок жениха невесте на помолвку.
Но почему именно жениха, почему не мужа? С чего мы взяли, что Креперия не успела выйти за него замуж?

Ответ на следующем фото - это кукла, которую дарили девочке родители - символ ее детства. Когда девушка выходила замуж, она приносила свою куклу в дар богине Диане, вечной девственнице, прощаясь со своим детством.
Большинство таких кукол найдено в храме богини, лишь единицы - в могилах девочек.
Кукла не деревянная, как может показаться, она из слоновой кости и была роскошно одета, как, наверняка, и сама Креперия. Время безжалостно уничтожило все одежды.

Кстати, именно кукла помогла датировать примерное время смерти нашей "невесты".
На самом деле, когда вы рассматриваете чужие старые фотографии, то по одежде и прическам людей легко определить время съемки: копна волос на голове - 90-ые; длинные патлы молодежи - 70-ые; короткие волосы с напомаженными завитушками у женщин - ревущие 20-ые годы ХХ века.

Точно так же было и в античное время, мода на прически менялась довольно быстро. Но в Древнем Риме стиль причесок задавали вовсе не рок-идолы или звезды кино.

Угадайте кто? Скульптурные портреты августейших особ.

Каждый римский город обязан был поставить на самом видном месте скульптуры императора и его жены. И все как один в едином благочестивом патриотическом порыве подражали взглядам императорской четы во всем, в том числе и во взглядах на моду и прическу.

Прототипом прически куклы послужила императрица Фаустина Младшая, жена императора Марка Аврелия.

Годы правления Марка Аврелия - 161 -180 гг. н.э., а значит наша невеста жила во второй половине второго века в Риме, обручилась с молодым человеком по имени Фелитус и умерла так и не дожив до дня своей свадьбы.

Фелитус так и не услышал от нее заветные слова, что произносила каждая римлянка, выходя замуж. Там нет слов о "печали и радости" или "пока смерть не разлучит нас".

Женщина говорила своему мужу: "Куда ты Гай, туда и я - Гайя".

И эта простая формула без всяких высокопарных слов есть обещание: "Где ты - там отныне и я - твоя жена..."
И с этого момента начиналась для нее новая взрослая жизнь...

С историей невесты из вечного города нас познакомил "ЛысыйКамрад".
 

фото саркофага
фото саркофага

 

 

 

Неглубокий рельеф на саркофаге показывает скорбь отца и матери у ложа заснувшей смертным сном юной дочери.
Неглубокий рельеф на саркофаге показывает скорбь отца и матери у ложа заснувшей смертным сном юной дочери.

 

 

Кольцо, на нем имя - Филетус, зачем же девушке кольцо с чужим, да еще и с мужским именем?
Кольцо, на нем имя - Филетус, зачем же девушке кольцо с чужим, да еще и с мужским именем?

 

 

Это кукла, которую дарили девочке родители - символ ее детства. Когда девушка выходила замуж, она приносила свою куклу в дар богине Диане, вечной девственнице, прощаясь со своим детством.
Это кукла, которую дарили девочке родители - символ ее детства. Когда девушка выходила замуж, она приносила свою куклу в дар богине Диане, вечной девственнице, прощаясь со своим детством.

 

 

кольцо на левой руке куклы, на котором находится ключ от шкатулки
кольцо на левой руке куклы, на котором находится ключ от шкатулки

 

 

Шкатулка находилась там же в саркофаге, рядом с куклой. Сделана из слоновой кости. 
В ней находились гребни, серебряно-медные зеркала, заколка из коралла, монеты и золотые кольца для куклы
Шкатулка находилась там же в саркофаге, рядом с куклой. Сделана из слоновой кости. В ней находились гребни, серебряно-медные зеркала, заколка из коралла, монеты и золотые кольца для куклы

 

 

Гребни из слоновой кости
Гребни из слоновой кости

 

 

венок из саркофага
венок из саркофага

 

 

прическа куклы
прическа куклы

 

 

Императрица Фаустина Младшая, жена императора Марка Аврелия
Императрица Фаустина Младшая, жена императора Марка Аврелия

 

9544
Поделиться с друзьями в: