Новости легиона

16 july 2018


Натуральные красители

Самым популярным цветом для одежды в древности был красный. Людям при создании жилища и одежды всегда хотелось быть подальше от природы, создавать новое, яркое и уникальное. Цвета, которые было получить сложно, являлись в одежде самыми ценными, дорогими, и являлись принадлежностью знати. Красный — один из таких цветов.
Все мы с детства помним словосочетания «красна девица», «красно солнышко», «Красная Площадь» — выражение традиционного понятия о красивом. Один из самых ярких, необычных для повседневной жизни средневековья, богатых и знатных цветов определял понятие красивого в целом.

Зачем это надо сейчас?
В наши дни, когда можно пользоваться стойкими красителями, произведенными на фабрике, возникает вопрос: зачем нужно аутентичное крашение. Ответ однозначный — нужно. И нужно для того, чтобы быть ближе к природе, чтобы развивать свои творческие способности и получать интересные и, порой, неожиданные результаты. Чтобы занять ребенка увлекательным делом, чтобы получать ни на что не похожие покраски для дальнейшего создания одежды, кукол, домашнего текстиля. Цвета получаются яркие и интересные, правда не всегда получатся одинаковые цвета по одному рецепту, поскольку сырье и условия крашения, время покраски всегда немного отличаются.

Что можно красить?
Красить можно лен, хлопок, шерсть, шелк и другие натуральные волокна — пряжу и ткани. В зависимости от типа волокна, краска будет впитываться с большей или меньшей силой, от этого зависит и интенсивность цвета. Шерсть и шелк приобретут более яркие цвета. На ровность окрашивания может влиять влажность, новизна ткани, химический состав воды, дата выпуска химикатов, опыт красильщика, особенности инструментов, время покраски, наличие или отсутствие закрепителя, и другие факторы. Раствор должен быть свежим и правильно приготовленным.

Есть люди, которые считают, что в красный можно покрасить любой красной ягодой или, например, свеклой. Разочаруем — это не так. От ягод чаще всего получается цвет сизый, серый или розовый, от свеклы может получиться как серый, так и оранжевый, весьма неяркий и быстро выгорающий цвет. Поэтому предлагаем вам ягоды и овощи скушать, так от них будет гораздо больше радости и пользы. А красить мы будем растениями и веществами, которые использовали с глубокой древности, они проверены многократными опытами и дают действительно яркие цвета. Чем могли красить в древности, если под рукой не оказывалось ярких химических красителей красного цвета? Существуют довольно яркие аналоги, которые можно получить из растений, о них мы и расскажем.

Красители

Марена (крапп) — краситель, который содержится в корнях травянистого растения марены (Rubia tinctorum) — мы его поместили на заглавном фото. Растение известно с глубокой древности во всех частях цвета, в основном, хорошо себя чувствует в Средиземноморье и причерноморье. Грекам и римлянам марена была известна под названием Erytrodamus и Vorentia. С середины XVIII века марена была широко распространена во Франции, огромные плантации ее имелись в Голландии, Баварии, Бельгии, на Кавказе. Для крашения используются только корни марены, которые необходимо собрать, промыть, нарезать и высушить. О марене мы расскажем поподробнее немного ниже, а пока расскажем еще о нескольких красильных растениях и насекомых.

Кошениль — краситель, который получают путем экстракции из высушенных самок насекомого Coccus cacti семейства червецов (Coccldae), распространенного прежде в Мексике на кактусах Opuntia coccinellirera (а затем разводившегося в Алжире, Тунисе, Марокко, Испании на тех же кактусах, вывезенных из Южной Америки). Наиболее ценной является мексиканская кошениль, известная в Мексике как краситель с древних времен. Из 140 000 насекомых можно выделить 1 кг сухой кошенили. Насекомых собирают, умерщвляют горячей водой или сушат в коробках при высокой температуре в специальных печах. Сухая кошениль похожа на зерно буровато-серебристого цвета, состоит из воска кокцерина. Мы ей красили, но это требует отдельного специального рассказа. В XVI веке этот краситель считали продуктом растительного мира, среди других названий бытовало и название «канцелярское семя». Истинная природа красителя была описана голландским ученым Румером в 1729 году. Красящим веществом кошенили является карминовая кислота. Кошениль окрашивает шерсть и шелк по алюминиевой, оловянной, цинковой протравам, образуя яркие, удивительно красивые красные цвета, достаточно прочные к стирке и свету (уступающие, однако, по прочности окраске мареной). Цвет получается сказочный, похожий на фуксию, малиновые оттенки, винно-красный и другие яркие тона с уклоном в малиновый, они более холодные по цвету чем те, которые получают от марены. До сих пор кармин применяется в качестве акварельной краски, а также как пищевой и парфюмерный краситель.

Кермес — краситель, известный еще до открытия Америки и добываемый из самок червеца Cuccus ilicia, живущего на листьях кустарникового дуба Quercus ilex (Европа, Северная Африка). Кермес заменил пурпур, но впоследствии был вытеснен мексиканской кошенилью. Существует несколько разновидностей кермеса: польский кермес, или немецкая кошениль Coccus poloncus, обитающий на подземных корнях Scelarantus perennis; русский червец Coccus uva urse, обитающий на корнях клубники и ежевики; восточный кермес, или армянская кошениль Poiphyraphora Hamelii, распространенная на корнях злаковых растений в солончаках Араратской долины. Сбор червеца происходил в июне-июле (возможно, отсюда и названия месяцев: июнь у поляков — червец, у чехов и — червень, июль в Древней Руси именовался червень, а в Чехии и Словакии — червенец). Красящее вещество извлекали из насекомых так же, как из кошенили. Краситель — кермесовая кислота, близкая карминовой. В XVIII-XIX веках кермес находил применение во Франции, Испании, Турции, России для окрашивания в основном шерстяных тканей в красный цвет. В Турции его использовали специально для окрашивания фесок. В кермесе содержится меньше красителя, чем в кошенили. Цвета, даваемые кермесом, не обладают такой яркостью, как цвета, полученные при крашении кошенилью, но отличаются сравнительно большей прочностью. Со времени начала ввоза мексиканской кошенили значение кермеса непрерывно снижалось, и в конце XIX века его расходовалось очень незначительное количество.

Орсейль — краситель, добываемый из лишайников Roccella tinctoria и tecanora tartarea, которые произрастают на морских побережьях Европы и Африки; применялся для крашеная без протрав шелка (шелкового бархата) и шерсти в пурпурные цвета. Орсейль была введена в красильное дело в самом начале ХIV века во Флоренции и имела чрезвычайно большое значение в красильном деле средневековья как заменитель античного пурпура. В конце XVIII века краситель ввозили в Гавр, Марсель, Гамбург миллионами фунтов. В России имел широкое применение до XX века. Красящее вещество растения орсеин осаждали аммиаком из водного экстракта лишайников и отделяли при нагревании в виде густого фиолетового осадка. В древности лишайники обливали загнившей мочой и оставляли на воздухе для брожения, затем высушивали и растирали в красильный порошок. Благодаря удивительной красоте окраски и несмотря на низкую светостойкость, орсейль употребляли на протяжении ХIV-XIX веков во всех европейских странах в значительных количествах.

Сафлор (Carthamus tinctorius) — однолетнее растение, родиной его является Египет и Ливан; культивировалось во многих странах Европы и на юге России ради семян в цветов. В семенах содержатся до 20% сафлорового масла. В крашении использовали цветы. Собранные лепестки перетирали между жерновами, промывали, прессовали и высушивали в тени. Сафлор содержит два красителя желтый (непрочный) и красный. Для повышения содержания красного красителя (картамина), лепестки часто опускали в соленую воду, куда переходил желтый краситель. Красный краситель сафлора (картамин) окрашивает хлопок и шелк в прекрасный розовый цвет с очень характерным золотистым отблеском rose carthame. Окраска малопрочная к свету, но подкупает своей исключительной красотой. В Европе сафлор начали применять лишь в середине ХVII века, на Востоке он был известен издревне. В России растения сафлора культивировали в значительных количествах до конца XIX века в Саратовской, Астраханской, Таврической губерниях и на Кавказе.

Красный сандал — краситель (сантамин), содержащийся в древесине сандалового дерева Pherocarpus santalinus, родина которого Африка, Ост-Индия, Цейлон. Сантамин нерастворим в воде, поэтому его экстрагировали из измельченной древесины щелочным раствором, а затем осаждали кислотами. Сандал применяли для окрашивания хлопка в коричневый цвет (по хромовой протраве), в синевато-красный цвет (по глиноземной и оловянной протраве). Шерсть окрашивали сандалом непосредственно, однако обычно и в этом случае краситель закрепляли по хромовой протраве. Довольно красивый красный оттенок на шерсти получался при предварительном пропитывании шерсти винным камнем и хлоридом олова. Устойчивость окраски сандалом к свету очень низкая. Краситель применяли с ХVII до начала XX века. В Россию ввозили из-за границы в больших количествах.

Фернамбук — бразильское дерево или цезальпиния (Cacsalpinia), относящееся к семейству Fabaceae и произрастающее в Америке и Ост-Индии. В продаже имелось несколько сортов фернамбука, отличающихся местом произрастания и оттенком даваемого цвета. Красящий бесцветный пигмент дерева — бразилен — экстрагировали водой из размельченных древесных стружек, а затем экстракты под действием кислорода окрашивались в красный цвет, так как бразилен окислялся в окрашенный бразилеин. Прежде перед крашением измельченной стружке давали претерпеть ферментативный процесс, в результате чего окраска всегда была более яркой и интенсивной. Для крашения шерсти (реже шелка) применяли соли алюминия, олова и хромовой кислоты, а еще чаще их смесь, и при этом получали довольно яркие оттенки красного цвета. Крашение вели в кислой среде. В конце XIX века фернамбук применяли только в ситцепечатанье, причем окраски отличались очень низкой прочностью к свету и мылу. Протравами служили соли олова и алюминия. Часто красное дерево применялось в смеси с мареной для окрашивания тканей в различные оттенки красного цвета.

Подмаренник — растение, которое иногда используется в качестве замены марены. Русское название рода «подмаренник» объясняется схожестью этого растения с мареной (Rubia) — травянистым растением, которое с древности было известно своими красильными свойствами (название марены происходит от праславянского слова марати — «пачкать», «красить»). Изредка в русскоязычных источниках употребляется форма «галиум» — транслитерация научного названия. Оттенки красного можно получить при использовании алюминиевых протрав. Цвета красивые, но не очень интенсивные.

Крашение мареной в оттенки красного, розового, бордового

Рассмотрим подробно крашение мареной красильной. Марена содержит несколько красителей, основными из которых являются ализарин и пурпурин в виде глюкозидов. Применение марены в крашении основано на способности ализарина и пурпурина давать стойкие и яркие «лаки» с различными оксидами металлов. С оксидом железа образуются «лаки» черного или фиолетового цвета, с глиноземными протравами — ярко-красного или розового цвета, с оловянными протравами — огненно-красного цвета.

Мареной окрашивали шелк, шерсть, лен, хлопок. Окрашивание хлопка в кумачовый цвет проводили с помощью масляной протравы. Для этой цели сначала применяли оливковое (турнантовое) масло, способное давать хорошие эмульсии. Такой эмульсией до 10 раз пропитывали ткань, после чего она приобретала способность соединяться как с минеральными солями, так и с красителями, в частности с ализарином. Окраска получалась яркая, живая, ткань мягкая, с блеском. Таким образом окрашивали кумач на ситцевых фабриках России. Турнантовое масло во второй половине XIX века постепенно вытеснялось касторовым маслом, получавшим название ализариновое масло. В России, особенно в северных районах, наряду с широко распространенной мареной для окрашивания одежды и бытовых тканей использовали корень подмаренника, содержащий те же красители, но в незначительных количествах. К концу XIX века искусственный ализарин, полученный в 1870 году, полностью вытеснил марену, культивирование и сбор которой постепенно потеряли свое значение. Синтетический ализарин сохранил прекрасные прочностные свойства натуральной марены, но уступил ей по красоте даваемого цвета. Хотя, судя по образцам ранних и поздних фабричных тканей можно сказать, что мареновое ализариновое крашение мягче и глуше по цвету, чем синтетическое.

Для крашения нам понадобится:
- бак для крашения;
- измельченные корни марены (чем мельче, тем лучше. Индусы и узбеки красят корнями, измельченными в порошок);
- вода (желательно дистилированная или мягкая с минимумом примесей, так как они влияют на цвет);
- протрава (алюминиевая или любая другая на выбор, это зависит от того, какой оттенок вы хотели бы получить);
- емкость с водой для полоскания.

Пропорции следующие:
Перед тем, как окрашивать ткань, рекомендуем протравить её в специальном растворе. Протравный раствор из расчета на 100 г материала состоит из 2-3 л воды и 10 г алюмокалиевых квасцов. Квасцы можно купить в аптеке или в магазине с химическими реактивами. Квасцевать можно во время крашения или после него, но предварительное и ровное квасцевание станет залогом хорошо впитавшейся краски и ровности окраски в целом.

Красильный раствор следует заготовить заранее. Примерно за 10-12 часов до крашения следует замочить измельченные корни марены в воде из рассчета 2-3 литра воды на 100 г ниток/ткани, корни взвесить в соотношении один к одному, то есть 100 г красителя на 100 г материала.
Время крашения зависит от того, насколько интенсивный цвет вы хотите получить. Имейте в виду, что при высыхании краска светлеет. После окрашивания следует выполоскать ткань или нитки в слабом растворе уксуса или лимонной кислоты для закрепления.

Вот примеры тканей и ниток из льна, шерсти, хлопка и шелка, которые мы красили по этому рецепту:

А вот еще несколько вариантов покраски мареной, когда используются другие протравы и добавки. Большинство сизых и бордовых тканей и ниток выкрашены мареной с содой, калием железосинеродистым, каустическим поташом. Коричневые оттенки можно получить с добавлением уксуса, но, по-моему, это бесполезная трата краски. Материалы для покраски — это лен, хлопок, шерсть и шелк.

Приятного вам творчества и отличных красильных результатов!

автор: Северные травы
источник: https://www.livemaster.ru/topic/1298471-naturalnoe-krashenie-tkani-krasnyj-tsvet

#красители #покраска #ДревнийРим #ИсторическаяРеконструкция #крашение #шерсть #хлопок #шелк







9911
Поделиться с друзьями в: