Разное

Самое крохотное сокровище из гробницы пилосского воина оказалось величайшим

Когда два года назад в Пилосе на юго-западе Греции была найдена нетронутая гробница мужчины, жив­шего в бронзовом веке, она оказа­лась так набита роскошным погре­бальным инвентарём, что постави­ла новый рекорд как самая богатая отдельная гробница из найденных в Греции. Её местоположение, рядом с так называемым Дворцом Несто­ра, прославившегося в Троянскую войну, и богатство её содержимого заставили затаить дыхание и даже дали почву для спекуляций о том, что это гробница героя Гомера. Дан­ные спекуляции совершенно беспоч­венны — эта шахтная гробница при­мерно на 300 лет старше дворца, разрушенного в 1180 г. до н. э., — но неизбежны как побочный эффект после того, как археологи обнаружи­ли покрытое золотом оружие с руко­ятью из слоновой кости, четыре золотых кольца-печатки, более тысячи бусин из полудрагоценных камней, серебряные и бронзовые чаши, массивную золотую цепь, 50 камней-печатей, украшенных миной­скими мотивами, резную слоновую кость и так далее: этого достаточно, чтобы вновь разжечь миллион дет­ских фантазий о картах пиратских кладов, где X всегда означает тай­ник.

После того, как осела пыль вокруг раскопок, экспедиция под руководством Джека Дэвиса и Шарон Стокер, археологов из уни­верситета Цинцинатти, извлекла из гробницы более 3000 объектов, и все они были отправлены в Археоло­гический музей Хоры для сортиров­ки, исследования и консервации. Одним из этих объектов был маленький предмет в форме воздушного змея, облепленный тол­стым слоем известняковых отложе­ний, совершенно скрывавших его поверхность. Он отправился в дол­гий ящик, а консерваторы сосре­доточили усилия на более дорого­стоящих предметах — грудах золота, оружия и украшений.

Год спустя они наконец присту­пили к очистке этой крохи — её дли­на не более полутора дюймов — и под наслоениями обнаружили одно из величайших произведений искус­ства в греческой истории. Это печать, изготовленная не из драго­ценных металлов, как найденные в гробнице кольца-печатки, а из агата. Она ценна изумительно детальной и точной миниатюрной резьбой.

«Пилосский агат с поедин­ком», как стали называть эту печать, ибо на ней изображена ожесточённая рукопашная схватка, не только обещает переписать историю древнегре­ческого искусства, но и может пролить свет на мифы и леген­ды той эпохи западной цивили­зации, которая до сих пор окута­на тайной.

Дэвис и Стокер говорят, что мастерство изготовления и тща­тельная проработка деталей делают Пилосский агат с поединком самой прекрасным из произведений глиптики, созданных в эгейском бронзо­вом веке.

«Удивительно, что на изобра­жённых человеческих телах детали и мускулатура прора­ботаны на таком уровне, какой больше не встречается до клас­сического периода греческого искусства, наступившего спустя тысячу лет, — объяснил Дэвис. — Это поразительная находка».

Ещё более поразительно, по словам супружеской пары пер­вооткрывателей, то, что тща­тельно вырезанная сцена поединка старательно выграви­рована на твёрдом камне дли­ной всего 3,6 см (чуть более 1,4 дюйма). Действительно, многие детали печати, такие как замыс­ловатый орнамент на оружии и ювелирные украшения, видны только через объектив мощной камеры и фотомикроскоп.

«Некоторые детали имеют размер всего полмиллиметра, — сказал Дэвис. — Они немысли­мо малы».

На миниатюрном шедевре изображён победоносный воин: повергнув одного несчастного противника, распростёртого у его ног, он обращается против другого, гораздо более грозного врага, прикрытого щитом, и вон­зает меч в его незащищённую шею, нанося, несомненно, последний и смертельный удар.

На приведённой прорисовке это­го произведения искусства можно увидеть, какие изумительные дета­ли резчик сумел изобразить с помо­щью тех слабых средств увеличе­ния, которые были ему доступны около 1500 г. до н. э. (а может быть, и вовсе без них).

Если оставить в стороне все вос­хищённые эпитеты, которыми мож­но и нужно осыпать это чудо искус­ства, то исследователи считают, что эта печать даёт нам новые и очень важные сведения о миной­ской культуре и её взаимодействии с микенцами, которые так жадно впитали минойскую культуру и рас­пространили её по материковой Гре­ции.

В нескольких презентациях и статье, опубликованной в про­шлом году, Дэвис и Стокер пока­зывают, что обнаружение в гроб­нице четырёх золотых колец-печаток с детально проработан­ной минойской иконографией, а также других сокровищ, изготов­ленных минойцами, свидетель­ствует о гораздо более глубо­ком и сложном культурном обмене между микенцами и минойцами.

Но, по словам исследовате­лей, мастерство изготовления и изысканность Пилосского агата с поединком не сравнится ни с одной находкой из минойско-микенского мира. И встаёт более глобальный вопрос: как это повлияет на наше понима­ние греческого искусства брон­зового века?

«Мы и представить себе не могли, что минойцы способны были создавать такие произ­ведения искусства, а они, похо­же, их создавали, — пояснил Дэвис. — Это доказывает, что мы недооценивали их способно­сти и интерес к изобразительно­му искусству, особенно к движе­нию и человеческой анатомии. А в сочетании со стилизованны­ми чертами лица это само по себе нечто из ряда вон выходя­щее».

Дэвис и Стокер говорят, что это открытие требует пересмот­реть эволюцию и развитие гре­ческого искусства.

«Эту печать следует вклю­чить во все работы по истории искусства; она изменит наш взгляд на доисторическое искус­ство» — сказала Стокер.

Автор заметки: Александр Зайцев
По материалам сайта ancientrome.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться с друзьями в: