Разное

Самое крохотное сокровище из гробницы пилосского воина оказалось величайшим

Когда два года назад в Пилосе на юго-западе Греции была найдена нетронутая гробница мужчины, жив­шего в бронзовом веке, она оказа­лась так набита роскошным погре­бальным инвентарём, что постави­ла новый рекорд как самая богатая отдельная гробница из найденных в Греции. Её местоположение, рядом с так называемым Дворцом Несто­ра, прославившегося в Троянскую войну, и богатство её содержимого заставили затаить дыхание и даже дали почву для спекуляций о том, что это гробница героя Гомера. Дан­ные спекуляции совершенно беспоч­венны — эта шахтная гробница при­мерно на 300 лет старше дворца, разрушенного в 1180 г. до н. э., — но неизбежны как побочный эффект после того, как археологи обнаружи­ли покрытое золотом оружие с руко­ятью из слоновой кости, четыре золотых кольца-печатки, более тысячи бусин из полудрагоценных камней, серебряные и бронзовые чаши, массивную золотую цепь, 50 камней-печатей, украшенных миной­скими мотивами, резную слоновую кость и так далее: этого достаточно, чтобы вновь разжечь миллион дет­ских фантазий о картах пиратских кладов, где X всегда означает тай­ник.

После того, как осела пыль вокруг раскопок, экспедиция под руководством Джека Дэвиса и Шарон Стокер, археологов из уни­верситета Цинцинатти, извлекла из гробницы более 3000 объектов, и все они были отправлены в Археоло­гический музей Хоры для сортиров­ки, исследования и консервации. Одним из этих объектов был маленький предмет в форме воздушного змея, облепленный тол­стым слоем известняковых отложе­ний, совершенно скрывавших его поверхность. Он отправился в дол­гий ящик, а консерваторы сосре­доточили усилия на более дорого­стоящих предметах — грудах золота, оружия и украшений.

Год спустя они наконец присту­пили к очистке этой крохи — её дли­на не более полутора дюймов — и под наслоениями обнаружили одно из величайших произведений искус­ства в греческой истории. Это печать, изготовленная не из драго­ценных металлов, как найденные в гробнице кольца-печатки, а из агата. Она ценна изумительно детальной и точной миниатюрной резьбой.

«Пилосский агат с поедин­ком», как стали называть эту печать, ибо на ней изображена ожесточённая рукопашная схватка, не только обещает переписать историю древнегре­ческого искусства, но и может пролить свет на мифы и леген­ды той эпохи западной цивили­зации, которая до сих пор окута­на тайной.

Дэвис и Стокер говорят, что мастерство изготовления и тща­тельная проработка деталей делают Пилосский агат с поединком самой прекрасным из произведений глиптики, созданных в эгейском бронзо­вом веке.

«Удивительно, что на изобра­жённых человеческих телах детали и мускулатура прора­ботаны на таком уровне, какой больше не встречается до клас­сического периода греческого искусства, наступившего спустя тысячу лет, — объяснил Дэвис. — Это поразительная находка».

Ещё более поразительно, по словам супружеской пары пер­вооткрывателей, то, что тща­тельно вырезанная сцена поединка старательно выграви­рована на твёрдом камне дли­ной всего 3,6 см (чуть более 1,4 дюйма). Действительно, многие детали печати, такие как замыс­ловатый орнамент на оружии и ювелирные украшения, видны только через объектив мощной камеры и фотомикроскоп.

«Некоторые детали имеют размер всего полмиллиметра, — сказал Дэвис. — Они немысли­мо малы».

На миниатюрном шедевре изображён победоносный воин: повергнув одного несчастного противника, распростёртого у его ног, он обращается против другого, гораздо более грозного врага, прикрытого щитом, и вон­зает меч в его незащищённую шею, нанося, несомненно, последний и смертельный удар.

На приведённой прорисовке это­го произведения искусства можно увидеть, какие изумительные дета­ли резчик сумел изобразить с помо­щью тех слабых средств увеличе­ния, которые были ему доступны около 1500 г. до н. э. (а может быть, и вовсе без них).

Если оставить в стороне все вос­хищённые эпитеты, которыми мож­но и нужно осыпать это чудо искус­ства, то исследователи считают, что эта печать даёт нам новые и очень важные сведения о миной­ской культуре и её взаимодействии с микенцами, которые так жадно впитали минойскую культуру и рас­пространили её по материковой Гре­ции.

В нескольких презентациях и статье, опубликованной в про­шлом году, Дэвис и Стокер пока­зывают, что обнаружение в гроб­нице четырёх золотых колец-печаток с детально проработан­ной минойской иконографией, а также других сокровищ, изготов­ленных минойцами, свидетель­ствует о гораздо более глубо­ком и сложном культурном обмене между микенцами и минойцами.

Но, по словам исследовате­лей, мастерство изготовления и изысканность Пилосского агата с поединком не сравнится ни с одной находкой из минойско-микенского мира. И встаёт более глобальный вопрос: как это повлияет на наше понима­ние греческого искусства брон­зового века?

«Мы и представить себе не могли, что минойцы способны были создавать такие произ­ведения искусства, а они, похо­же, их создавали, — пояснил Дэвис. — Это доказывает, что мы недооценивали их способно­сти и интерес к изобразительно­му искусству, особенно к движе­нию и человеческой анатомии. А в сочетании со стилизованны­ми чертами лица это само по себе нечто из ряда вон выходя­щее».

Дэвис и Стокер говорят, что это открытие требует пересмот­реть эволюцию и развитие гре­ческого искусства.

«Эту печать следует вклю­чить во все работы по истории искусства; она изменит наш взгляд на доисторическое искус­ство» — сказала Стокер.

Автор заметки: Александр Зайцев
По материалам сайта ancientrome.ru

 

 

Самое крохотное сокровище из гробницы пилосского воина оказалось величайшим

 

 

 

Самое крохотное сокровище из гробницы пилосского воина оказалось величайшим

 

 

Самое крохотное сокровище из гробницы пилосского воина оказалось величайшим

 

 

Самое крохотное сокровище из гробницы пилосского воина оказалось величайшим

 

Поделиться с друзьями в: