Система имен нужна для идентификации людей в любом обществе, и даже в наши „свободные” времена она подчиняется определенными правилами. В древнем Риме людям было проще определиться с именами своих чад - правила и традиции сильно сужали место для маневра в этой области. Римский гражданин имел личное имя (praenomen) и фамильное имя (nomen). Так же иногда присутствовал т.наз. когномен (cognomen) т.е. кличка, которая могла передаваться по наследству становясь по сути частью фамильного имени. Например, Гай Юлий Цезарь, где к фамилии Юлий добавляется наследственная кличка Цезарь. Римские прономены, номены и когномены происходили из разных языков – латыни, этрусского, сабинского и др., причем еще во времена Поздней Республики значение некоторых из них было забыто. Дадим пример с тем же Гаем Юлием Цезарем. Прономен Гай имел этрусские корни, но его значение неизвестно. Номен Юлий происходил от того, что Юлии считали себя потомками Аскания-Юла - сына легендарного троянского героя Энея. Когномен Цезарь тоже неизвестного происхождения и значения, возможно он был с латыни – волосатый, с этрусского - божественный, хотя есть и иные версии.
В древнем Риме проще всего было определиться с именем, если рожалась девочка. Она получала, как личное имя – „фамилию” отца, которая могла быть номеном или номеном + когноменом. Например, у Юлиев всех девочек называли Юлиями. Если в семье рожалось несколько девочек – это не было проблемой. При наличие двух дочерей – старшая получала когномен Старшая (Major), а младшая – Младшая (Minor). Если дочерей было больше, чем 2, то старшая оставалась Major, Minor была самая младшая, а остальные девочки носили свои порядковые номера – Секунда (Вторая) и т.д.. Вступая в брак римская женщина сохраняла свой прономен, но брала номен или когномен мужа, например, дочь Гая Юлия Цезаря – Юлия вступив в брак с его тогдашним союзником Гнеем Помпеем Великим стала Юлией Помпеей.
С новорожденными мальчиками было чуть сложнее. Как правило, старший сын получал имя своего отца. Для различения отца от старшего сына пользовались когномены, от банальных Старший - Младший до кличек, связанных каким-то образом с человеком – Красс (толстый), Сцевола (левша), Руф (рыжий), Назика (остроносый), Сципион (жезл), Брут (тупой), Катон (умный), Страбон (косой) и др.. Следующие четверо сыновей получали имена, имеющие хождение в их роду. Такими „вторыми” именами, например были у Юлиев – Луций, у Сципионов – Луций и Гней, и др.. После 4-го сына, остальные мальчики получали, как личное имя порядковый номер – Квинт (5-й), Секст (6-й), Септимий (7-й), Октавий (8-й) и т.д.. Со временем эти числительные имена вошли в список, так сказать, „общих” имен и давались не только детям „по порядку”, например, Секст Помпей не был 6-м сыном Гнея Помпея.
Определенное личное имя могло стать запрещенным для представителей рода, если его носитель запятнал себя каким-то образом – например, Марк Антоний проиграл гражданскую войну с Октавианом Августом и после этого прономен Марк стал запрещенным для фамилии Антониев. Так, как когномены часто становились частью „фамильного” имени и с разрастанием рода оказывалось, что есть несколько человек с одинаковыми не только 2-мя, но и 3-мя именами, то появилось и 4-е имя – агномен (agnomen). Это была индивидуальная кличка для человека с наследственным когноменом. Например, Луций Корнелий Сулла считал себя любимцем богов и прибавил к своим именам и агномен Феликс (счастливый). Будучи по сути 2-м когноменом, агномен тоже иногда передавался по наследству, становясь частю „фамильного” имени.
Во времена Поздней Республики и Принципата были люди, имеющие по 4 и 5 имен! Какими из этих имен пользовались римляне в быту? Называть человека по прономену можно было его близкими людьми – семья, друзья и т.д., поэтому обычно римляне обращались друг к другу по номену или когномену. Обращаться к человеку по его агномену было признаком уважения и даже лести к нему. Имена граждан и не-граждан Рима могли меняться в специфичных случаях, например, при усыновлении, при освобождении раба и т.д.. Если в роду не было мужского наследника римляне часто усыновляли кого-нибудь из своих родственников, который вступая в наследство принимал личное имя, родовое имя и когномен усыновителя, а свою родную фамилию сохранял в качестве агномена со суффиксом „-ан”. Например, разрушитель Карфагена родился, как Публий Эмилий Павел, но был усыновлен своим двоюродным братом - Публием Корнелием Сципионом, чей сын и наследник умер. Так Публий Эмилий Павел стал Публием Корнелием Сципионом Эмилианом и после того, как он разрушил Карфаген, получил агномен Африканский-Младший, чтобы отличаться от своего деда Публия Корнелия Сципиона-Африканского. Затем, после войны в совр. Испании, он получил и еще один агномен – Нумантийский. Гай Октавий, будучи усыновленным братом своей бабушки Гаем Юлием Цезарем и вступив в наследство, стал Гаем Юлием Цезарем Октавианом, а в последствие еще получил агномен Август.
Рабы в древнем Риме могли носить различные личные имена. Юридически они были вещью и их хозяин был волен делать с ними, что ему угодно, в т.ч. назвать, как ему захочется. Как правило рабов называли не их родными личными именами, а по имени хозяина со суффиксом „-пор” или по названию родины раба/рабыни. Например, раба, который был родом из галлов и являлся собственностью Гая, могли назвать и Гайпором, и просто Галлом. Раба могли называть и по прозвищу – Виталий (живучий), дать порядковый номер (иначе запутаешься среди всех этих Сардов и Галлов!), оставить ему родное имя или дать ему новое личное имя, как правило, греческое – что поделать в тогдашнем мире царила греческая культура и раб-сторож мог быть назван Ахиллом, не имея никакого отношения к эллинам. Неравноправное положение рабов подчеркивалось тем, что к ним обращались по личному имени. При необходимости официальности, после личного имени раба, как правило, указывались „фамильное” имя его хозяина в родительном падеже и с сокращением ser или s (от слова серв, т.е. раб) и/или род занятия. При продажи раба номен или когномен его прежнего хозяина сохранялся за ним с суффиксом „-ан”. Если раба отпускали на свободу, то он получал как прономен и номен – соответственно имена отпустившего его, а как когномен - свое „личное” имя или профессию. Например, в процессе против Росция-Младшего его заступник Марк Туллий Цицерон по сути обвинил вольноотпущеника Суллы - Луция Корнелия Хрисогона. Между номеном и когноменом вольноотпущеников писались сокращения l или lib от слова либертин (вольноотпущеник, освобожденный).
© Теодор Теодорович, текст, 2015