Армия Древнего Рима

Легионные ветераны

Во времена Республики ветераном считался каждый, отслуживаший в армии шесть лет подряд. Cам термин "veteranus" появился в середине I в. до н.э., а до того заслуженный воин назывался "evocatus" или "emeritus". До военной реформы Гая Мария вопрос о пенсионном вознаграждении ветеранов не вставал, поскольку легионеры набирались только из состоятельных римских граждан, которые, как считалось, после военной службы возвращались к мирным занятиям. Открыв доступ к военной службе для пролетариев, не имевших источников доходов в гражданской жизни, Гай Марий поставил государство перед хлопотной проблемой вознаграждения отставных воинов. Сенатская олигархия эту проблему решать не желала, полагая, что обеспечение ветеранов является личным делом полководца – патрона своих солдат.

Рассчитываться с ветеранами полководцы должны были за свой счет. Хотя Гай Марий в годы своего консулата нашел наиболее дешевый и приемлемый для солдат и полководцев способ вознаграждения ветеранов – путем наделения земельными участками в провинциях, далее вопрос ветеранского обеспечения решался исключительно через экстраординарные политические институты: диктатуру и триумвираты. Трудность решения данной проблемы заключалась в том, легионеры – сплошь уроженцы Италии желали получать землю на Родине. Между тем, к I в. до н.э. Ager Publicus в Италии был полностью поделен. Диктатор Сулла, опираясь на насилие, положил начало практике наделения ветеранов землей за счет передела Ager Publicus в плодородной Кампании. Впоследствии там же, но уже используя законные средства, находили для ветеранов землю триумвиры Помпей и Цезарь.

В соответствии с этими законами ветераны получали наделы из категории государственных земель – Ager Publicus. Участки должны были выкупаться у прежних пользователей, желающих продать наделы, за счет военной добычи и от податей с новых провинций. В духе аграрного законодательства братьев Гракхов предполагалось, что полученные ветеранами участки не подлежали продаже в течение двадцати лет. После завершения войны Цезаря с Помпеем основным районом наделения солдат землей становится Цизальпинская Галлия – область, с одной стороны, сильно романизированная, а, с другой стороны, обладавшая некоторым запасом неподеленных земель из категории Ager Publicus. Наделение ветеранов землей проходило в строгом соответствии законам при широком привлечении личных средств самого Цезаря. Поскольку землю здесь получали солдаты из числа уроженцев местных общин, не было необходимости в основании новых городов. Нередко при этом происходило "переоснование" колонии, которая благодаря ветеранскому контингенту получала название Юлиевой и устанавливала клиентские отношения с самим Цезарем.

В том случае, если ветераны получали землю на территории муниципия, он обычно не получал титул колонии, а ветеранское поселение при нем существовало в виде автономного анклава. Многие ветераны – вероятно, римские граждане из провинций по своему происхождению, – получили землю в заальпийской Галлии, Испании, Африке, Иллирике, Эпире, Ахайе, Азии, Вифинии.В отличие от Италии, в провинциях ветераны часто клали начало новым городам, в том числе, высшего по римским законам – колониального статуса. Названия некоторых легионов Цезаря были отражены в названии ряда поселений: Нарбонн – колония дециманов (десятого легиона), Форум Юлия – октаванов (восьмого легиона), Бэтерры – септиманов (седьмого легиона), Арелат – секстиманов (шестого легиона), Араузион – секунданов (второго легиона). Численность поселенцев во вновь основанной колонии обычно составляла от нескольких сот до нескольких, чаще трех тысяч человек, хотя случались и исключения как, например, в Венузии, где получили землю сразу 20.000 ветеранов. Участки нарезались по количеству будущих владельцев и даже с некоторым запасом. На особой бронзовой табличке, называемой forma coloniae, отображались результаты центуриации, причем отмечались детали местоположения каждого участка, его размеров и формы. Участки получали названия по именам получивших их ветеранов. Между отставкой и наделением ветерана участком проходило несколько лет. Сначала будущие колонисты собирались в Риме, а затем выходили на место поселения, будучи построены по своим боевым подразделениям, со значками и орлом, под руководством старших командиров и военных трибунов.

Думается, образцом для торжественной процедуры основания ветеранских колоний служил обряд закладки военных колоний, создаваемых в Италии в V – IV вв. до н.э. для обеспечения землей римских плебеев. Позже, согласно заведенному с установлением Империи обычаю, ветераны делились согласно полученным за время службы рангам на несколько групп, и каждая группа делила положенные ей участки посредством жребия. Факт основания колонии являлся важным событием в ее жизни и порой увековечивался на выпускаемых римскими колониями монетах. Так на одном из выпущенных в 45 г. до н.э. серебряных денариев запечатлены символы ветеранской колонизации: легионный значок – signum, игравший роль войскового знамени орел, копье и плуг. В период второго триумвирата Августа оформляются юридические привилегии ветеранов. Октавиан обещал каждому легионеру по возвращении в гражданскую жизнь статус декуриона – члена городского совета в общине римского права. Октавиан издал специальный эдикт о ветеранах. На основании этого эдикта, а также так называемой "гераклейской таблицы" можно судить о ветеранских привилегиях периода второго триумвирата. Ветераны, их жены, родители и вольноотпущенники получали максимально возможный для римских граждан иммунитет – прежде всего, налоговый – во всех делах. Ветераны получали право льготной "прописки" в любую трибу, право заочного голосования в комициях, возможность добровольного исполнения жреческих обязанностей, магистратур и любых выборных должностей в общине. Дома их освобождались от постоя. Подтверждались преимущества,привилегии и льготы, дарованные ветеранам ранее.

Надписи сообщают о создании в городах Италии особых ветеранских коллегий, сохранившихся в качестве потомственных корпораций до III века. Наиболее состоятельные ветераны, несмотря на дарованные им привилегии, активно участвовали в городском самоуправлении и несли связанные с исполнением магистратур расходы. В период правления Августа в качестве принцепса имели место три значительные акции по увольнению отслуживших легионеров. Первая началась в 30 г. до н.э. и была связана с роспуском легионов, участвовавших в последней гражданской войне. Тогда же начался набор новобранцев в императорские легионы, служба в которых, согласно существовавшим правилам, продолжалась 16 лет. Следовательно, вторая массовая демобилизация была начата около 14 г. до н.э. Обе демобилизации осуществлялись в форме выведения основной массы отставников в ветеранские колонии. Как утверждается в "Деяниях божественного Августа" – важнейшем источнике по данному вопросу – в ветеранских колониях было поселено около 120.000 человек. В течение I в. н.э. продолжалась практика наделения ветеранов землей путем создания ветеранских поселений в форме колоний или подселения воинов в общины римского права. Несмотря на отсутствие свободных земель и на отрицательное общественное мнение по вопросу о наделении легионных ветеранов земельными наделами в Италии, императоры продолжали усилия по формированию ветеранского землевладения на Аппенинском полуострове. Гораздо большие размеры в I в. н.э. приобрело наделение ветеранов землей в провинциях. Уже при Тиберии обнаруживается тенденция к созданию маленьких ветеранских поселений, не получавших титул колоний, неподалеку от места дислокации воинских частей. Так обстояло дело в Далмации, Паннонии.

Мощный импульс ветеранской колонизации в провинциях дал император Клавдий. Кроме поселения ветеранов в галльских городах Нарбоне и Лугдунуме, имевших давние ветеранские корни, Клавдий основывает ветеранские колонии в Далмации, пограничных провинциях Паннонии, Нижней Германии, только что завоеванной Британии, Сирии, Нумидии. Важно отметить, что ветеранские колонии создавались только в императорских провинциях, причем неподалеку от военных лагерей, либо на их месте. Более широкое распространение, нежели создание ветеранских колоний, в период раннего принципата приобретает наделение ветеранов землей в приграничных муниципиях – в Британии и Дакии, на Рейне и Дунае – индивидуально или небольшими группами. Получившие подобным образом пенсионное вознаграждение легионные ветераны, как позволяют предположить источники, становились типичными сельскими жителями. Они, как правило, проживали на своем участке, вели хуторское хозяйство при помощи своего семейства, заведенного зачастую еще во время службы, и, максимум, нескольких рабов. В научной литературе нет единства мнений по вопросу, являлось ли ветеранское землевладение формой крестьянского хозяйства или разновидностью мелкорабовладельческой виллы. Ориентируясь прежде всего на многочисленные следы в зоне римского лимеса, в европейских пограничных провинциях, в округе ветеранских колоний cледов центуриации, а также villae rusticae – комплексов построек аграрного назначения, которые можно считать разновидностью мелкорабовладельческих вилл, связывают их с ветеранскими хозяйствами и настаивают на процветании ветеранского землевладения в этих регионах.

Площадь надела на провинциальной территории, полагавшегося, судя по всему, рядовому по почетному увольнению составляла около 50 югеров (примерно 12 га), что значительно превышает размеры типичных крестьянских участков (обычно, 8 – 10 югеров). Известные случаи, когда площадь ветеранского надела составляла даже 200 югеров, cкорее всего, связаны со старшими солдатскими рангами, если не с центурионством. Ветеранские наделы, на которых выращивали обычно зерновые, виноград и оливки, обрабатывались членами семьи ветерана и, как указывают немногочисленные, правда, эпитафии, двумя – тремя рабами. Начиная со II века все больше ветеранов оставались в гарнизонных поселках – канабах. По мере стабилизации легионов на границах Империи возле крепостей возникают канабы – поселки, населенные всевозможными искателями приключений, торговцами, ремесленниками, женщинами легкого поведения, солдатскими семьями. Можно предположить, что до начала II века при гарнизонах оставались наименее обеспеченные и чаще всего одинокие отставные воины. О занятиях этих ветеранов известно немногое. Поскольку в силу особого статуса территории вокруг легионной крепости частная собственность на землю здесь не допускалась до рубежа II – III вв., можно предположить, что ветераны из канаб занимались преимущественно торговлей и ремеслом. Возможно, что некоторые ветераны – а это были люди, как правило, в возрасте после 45 лет, т.е., по тогдашним меркам, уже пожилые, – не заводили никакое дело, а просиживали остаток дней с друзьями в поселковой таверне за кружкой пива, вспоминая былую солдатскую жизнь.

Следует отметить, что в период страшных потрясений, когда целые регионы – Галлия, Сирия, Британия и т.д. – восстали против римских императоров, когда варвары захватили Декуматские поля и Дакию, парфяне вторглись в восточные владения Рима, а само государство стало ареной бесконечных внутренних войн, именно зона лимеса, заселенная, прежде всего, военными ветеранами и их родственниками, стала опорным краем державы, неустанно питая гибнущие в схватках с превосходящими силами противника легионы и сохраняя верность Imperium Romanum. В значительной степени именно благодаря патриотизму приграничного населения и связанных с ними войск Империя пережила кризис III века. Ветераны III века не были знакомы с жизнью больших городов и о богатой культурной традиции греко-италийского мира имели самое поверхностное представление.Это были в реальности люди малограмотные, либо с грамотой не знакомые (примерами чему служат изобиловавшие грамматическими ошибками или даже лишенные надписей надгробные памятники из поселений в зоне лимеса). Во второй половине III века легионное ветеранство все более превращается в сельское население, отрываясь от городской жизни. Военные реформы Диоклетиана и Константина, преобразившие легионы до неузнаваемости и сделавшие их маломощной пограничной милицией, а также их далеко идущие социально-экономические преобразования объективно способствовали снижению прежде высокого социального положения легионов ветеранов. Источник: Колобов А.В. " РИМСКИЕ ЛЕГИОНЫ ВНЕ ПОЛЕЙ СРАЖЕНИЙ"

 

 

 

Поделиться с друзьями в: