История и археология

Доспех Октавиана Августа

Изображение статуи Октавиана Августа из Прима Порта есть в любом учебнике по древней истории. Скульптура была найдена 20 апреля 1863 года и сейчас хранится в Ватикане. Считается, что это самое совершенное изображение римского принцепса, но мало кто знает, что на панцире Октавиана "записана" вся его политическая программа…

Могущество римского властителя подчеркивает богатый панцирь с многочисленными чеканными фигурами. На первый взгляд, все они сделаны на нем ради красоты. Ну а на самом деле это как раз и есть тот самый неозвученный посыл, который, ни слова не говоря, помогает воздействовать на публику как в мирное время, так и во время войны!

Ста­туя Авгу­ста из При­мы Пор­ты, в лори­ке, была най­де­на в 1863 г. на вил­ле Ливии на Фла­ми­ни­е­вой доро­ге, око­ло При­мы Пор­ты, от кото­рой и полу­чи­ла свое наз­ва­ние. Голо­ва иден­ти­фи­ци­ру­ет фигу­ру в каче­ст­ве Авгу­ста, кото­рый изо­бра­жен в позе adlocutio: его пра­вая рука под­ня­та и наде­тый на нем пан­цирь пред­по­ла­га­ет, что он обра­ща­ет­ся к сол­да­там. Осо­бен­ный инте­рес пред­став­ля­ют рельеф­ные укра­ше­ния на пан­ци­ре. Цен­траль­ная сце­на отно­сит­ся к собы­тию, имев­ше­му место в 20 г. до н. э.: пар­фян­ский царь (Фра­ат IV?) воз­вра­ща­ет рим­ские воен­ные знач­ки, утра­чен­ные Крас­сом в 53 г. до н. э., лега­ту Авгу­ста (Тибе­рию). Весь кос­мос явля­ет­ся свиде­те­лем успе­ха Авгу­сто­вой поли­ти­ки уми­ротво­ре­ния: навер­ху Целус под­ни­ма­ет свою рас­про­стер­тую ман­тию, Сол на квад­ри­ге и, перед ним, пер­со­ни­фи­ка­ции утрен­ней зари и росы, ниже Тел­лус, рим­ская боги­ня Зем­ли; по сто­ро­нам Апол­лон, дер­жа­щий лиру, на кры­ла­том гри­фоне, и Диа­на, дер­жа­щая факел, на олене. По сто­ро­нам от цен­траль­ной сце­ны две сидя­щие жен­ские фигу­ры, пер­со­ни­фи­ка­ции про­вин­ций (Гер­ма­ния и Дал­ма­ция?). Един­ст­вен­ное укра­ше­ние на зад­ней части пан­ци­ря — схе­ма­ти­че­ское изо­бра­же­ние тро­фея. Опор­ная нога под­дер­жи­ва­ет­ся фигу­рой аму­ра вер­хом на дель­фине (намек на Вене­ру, пра­ро­ди­тель­ни­цу рода Юли­ев, к кото­ро­му при­над­ле­жал Август). Босые ноги импе­ра­то­ра соот­вет­ст­ву­ют геро­изи­ро­ван­ной трак­тов­ке субъ­ек­та (поло­же­ние ног было заим­ст­во­ва­но у Дори­фо­ра). Это копия, сде­лан­ная, веро­ят­но, для Ливии после смер­ти Авгу­ста (14 г. н. э.), с брон­зо­вой ста­туи, уста­нов­лен­ной в честь Авгу­ста вско­ре после 20 г. до н. э.

Начнем с того, что Октавиан Август не любил титул императора, а предпочитал, чтобы его называли принцепсом - то есть первым среди равных, как это было, принято в Римской республике.
И он действительно был первым сенатором, первым трибуном, командующим войсками и даже верховным жрецом - то есть сосредоточил в своих руках власть самого настоящего верховного правителя, не хуже иного царя! И римский народ, привыкший к демократии, отнюдь не посчитал себя этим обманутым и никаких претензий ему не высказал! Почему?
Оказывается, случилось все это только потому, что Август сумел все представить так, что люди искренне считали, что он действует в интересах всех и каждого, а также что он свято чтит патриархальные римские традиции. Армию сократил - то есть налицо была экономия народных денег, ввел налог на роскошь - опять же похвальная экономия, деньги от которой пошли на гладиаторские бои, ужесточил наказания для проворовавшихся чиновников - совсем хорошо.
Так чего же еще нужно было римским гражданам?! Вот только одно было плохо: при всех этих достоинствах умелого правителя Август ни лицом, ни фигурой на античного героя нисколько не походил. А был невысок ростом, прихрамывал, и вдобавок часто мерз, так что носил иногда по несколько туник сразу. Понятно, что если бы он был бы таким изображен в мраморе, то вряд ли бы произвел впечатление на своих сограждан.
Однако в статуе из Прима-Порта он предстает перед нами в образе прекрасного полубога, и хотя сама статуя, естественно, даром речи не обладала, именно являющийся ее частью панцирь полководца являлся для людей того времени важнейшим источником «тайной» информации!

1. Август изображен во время произнесения речи перед солдатами.
О первом говорит его правая вытянутая рука, о втором - панцирь полководца.

2. Верхнюю часть панциря украшает изображение Гелиоса.
Бог Солнца знал все о людских делах и мог наказывать преступников, насылая на них слепоту, поэтому его часто призывали в свидетели клятв и обещаний как гаранта честности сторон. На панцире Августа Гелиос изображен, дабы ручаться за чистоту помыслов принцепса.

3. Ниже изображены сестры Гелиоса:
восходящая Аврора - богиня утренней зари, едущая в колеснице, и ее сестра - нисходящая Селена, богиня Луны. Появление утреннего света и отступление ночи символизируют вечное процветание Римской империи.

4. Центральная композиция панциря: бог войны Марс,
сопровождаемый волком (своим священным животным), принимает от парфянина знак отличия римского легиона - серебряного орла на древке. Этот знак достался Парфии после победы над римлянами при Каррах (53 г. до н.э.) Возвращение знака - плод дипломатической победы императора.

5. По бокам расположены аллегорические изображения покоренных Испании и Германии.
При Августе в этих провинциях был одержан ряд побед над местными племенами.

6. На правом боку панциря изображен Аполлон верхом на грифоне.
По легенде, бог прорицателей считался отцом Августа. Он вступил в связь с его матерью, Атией Бальбой (85 - 43 гг. до н.э.), когда та спала. Истинным отцом Октавиана был сенатор Гай Октавий (около 101 - 59 гг. до н.э.). Легенда о происхождении Октавиана появилась в подражание аналогичной легенде об Александре Македонском.

7. На левом боку изображена Диана с ланью,
считавшаяся покровительницей римского демоса, соблюдение интересов которого Август провозгласил основой своей внутренней политики. Он виртуозно управлял народом, удовлетворяя его неиссякающую потребность в хлебе и зрелищах.

8. В самом низу панциря находится изображение богини земли и плодородия Теллус с рогом изобилия,
символизируя процветание, которое принес Август римскому народу.

9. Хотя Октавиан, как и любой римский император, никогда не выходил к войскам босым, скульптор изобразил его по греческой традиции без сандалий словно мифологического или исторического героя, поскольку принцепс всегда хотел, чтобы его воспринимали как второго Александра Македонского.

10. Амур и дельфин - атрибуты Венеры.
Эта богиня считалась покровительницей династии Юлиев, к которой принадлежал Октавиан. А дельфин напоминал, что богиня родилась из морской пены.

11. Вероятно, в левой руке Августа первоначально было копье -
еще один символ героя. В эпоху Возрождения его заменили скипетром - знаком императорской власти.

Понятно, что людям нашего времени все эти присутствующие на его статуе детали мало что могут сказать, потому, что знатоков древней истории среди тех, кто её рассматривает, не так уж и много.
Однако, в то время любому римлянину было достаточно всего лишь бросить на неё беглый взгляд, чтобы убедиться: да, Октавиан Август и в самом деле - фигура божественная, а все, что он делает - полезно для общества и хорошо для каждого.

источник: журнал softmixer

 

Статуя Августа из Примы Порты.
Мрамор. Ок. 20—17 гг. до н. э.
Инв. № 2290.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
Статуя Августа из Примы Порты. Мрамор. Ок. 20—17 гг. до н. э. Инв. № 2290. Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.

 

 

 

Схема элементов доспеха Октавиана Августа
Схема элементов доспеха Октавиана Августа

 

 

Доспех Октавиана Августа
Доспех Октавиана Августа

 

 

Доспех Октавиана Августа
Доспех Октавиана Августа

 

 

Доспех Октавиана Августа

 

(Четверг, 4 Мая 2017)