(как американо-еврейские ученые выяснили, что золотой подсвечник был окрашен в желтый цвет)
Арка Тита, памятник в сердце Римского Форума, символизирует торжество императора Тита над евреями в 70 году нашей эры. Это также одно из самых драматических событий в еврейской истории, разрушение Храма Иерусалима, который по-прежнему оплакивается евреями каждый год.
Белый мраморный монумент изображает победную процессию римлян с трофеями, включая менору, священный семиразветвленный канделябр, используемый в Иерусалимском храме, и церемониальный столик для хлеба, вынесенные из святилища.
Стивен Файн, профессор и историк культуры в нью-йоркском университете Иешива, сказал, что арка в ее нынешнем виде - это размытая версия оригинала.
В 2012 году Файн начал работать с международной командой ученых, искусствоведов и других экспертов, включая Питера Дж. Шерца из Виргинского музея изящных искусств и Дональда Х. Сандерса из Института визуализации истории в Массачусетсе, чтобы определить истинные цвета арки.
Они исследовали скульптурные детали памятника и впервые использовали современную технологию, чтобы раскрасить знаменитую панель так, какой она когда-то была.
«Рассматривая цветную панель, можно представить себе яркий образ триумфального парада, который произошел за десять лет до того, как арка была построена. С помощью технологий мы можем представить оригинальные цвета арки - и самой еврейской войны - прежде, чем они начали исчезать в тени исторической памяти».
Немногие люди понимают, что Древний Рим был полон цветов и красок, а не белого камня, который мы видим среди стольких древних руин, ведь мраморные статуи обычно были окрашены.
В партнерстве с культурным надзором Рима команда отправилась на Римский форум и обнаружила следы желтой краски на меноре в рельефе памятника.
«Единственным цветом, который у нас был, был желтый цвет на менору, что не было неожиданностью, потому что Библия описывает его как золотой светильник», - сказал Файн.
Академики сканировали глубоко вырезанные области памятника для поиска следов цвета, используя ультрафиолетовый спектрометр для измерения длин волн отраженного света, и определили мелкие следы краски перед использованием лазерной технологии для создания детализированной трехмерной модели панели.
«Мы начали реконструировать отдельные элементы рельефа арки, - сказал Файн. «Как только мы представим данные трехмерной панели, мы сможем манипулировать ими, увеличивать масштаб и рассматривать ее под углами, которые вы не можете увидеть».
В их воссоздании менора окрашена в ярко-желтый цвет, а солдаты одеты в кремовые льняные туники и в зеленых венках на головах.
«Ученые нашего поколения, воспитанные на переходе от черно-белого к цветному телевидению, заново открыли истинные цвета древнего мира», - сказал историк.
Опираясь на наблюдения и терминологию, используемую древним еврейским римским историком Иосифом Флавием, Файн и его коллеги добавили латинский текст к знакам в панели.
Один читает «Sacra Iudaeorum» («Святые предметы евреев»), второй - «Candalabrum Iudaeorum» («Ипподромы евреев») и третий «Leges Iudaeorum» («Законы евреев» - имеется в виду свиток Пятикнижие).
по материалам religion news service