


| 15 november 2020 | |
Железная одежда римских солдат. Часть 1. (автор Алексей Козленко) Благодаря своей правильной организации, военной выучке и прекрасному снаряжению римская армия создавала в глазах противника впечатление непреодолимой мощи. Все солдаты на поле боя носили щит, шлем и доспех, защищавшие от любого метательного, колющего или рубящего оружия противника. Доспехи внушали солдатам ощущение собственной неуязвимости на поле боя и тем самым побуждали их к более смелым и активным действиям. Наиболее известной разновидностью доспехов являлась лорика сегментата. Попробуем разобраться, как выглядел этот пластинчатый доспех, основываясь на изображениях Колонны Траяна и археологических находках. Терминология Широко известный сегодня термин лорика (lorica) происходит из латыни и в самом общем смысле обозначает защитный доспех — безотносительно его устройства или способа ношения. Римский антиквар и грамматик Марк Терренций Варрон, объясняя происхождение и значение этого термина, выводит слово lorica из lorum — «ремень». К этому выводу он приходит, «поскольку её делали для защиты груди из кожаных ремней. После того, как в обиход был введён галльский панцирь, так же стала называться рубаха из железных колец». Как видно из этого объяснения, под лорикой Варрон прежде всего понимает кольчугу. В этом отношении ему вторит ещё один грамматик — Исидор Севильский: «Доспех (lorica) так назван, поскольку не имеет ремня (lorum) и состоит лишь из сцепленных одно с другим железных колец». Из других источников известны описания лорики из пригнанных друг к другу пластин (lamina) или чешуй (squama), которые носили как сами римляне или их союзники, так и их противники. Тацит противопоставляет тяжёлые пластинчатые доспехи сарматов, «которые у них носят все вожди и знать», лёгким, не сковывающим движение кольчугам (lorica) римлян. Наконец, упоминания о статуях императоров, облачённых в доспехи (statua loricata), судя по виду этих статуй, подразумевают в данном случае цельнометаллические доспехи. Поскольку римские источники редко различали конкретные разновидности доспеха, современная оружиеведческая терминология имеет несколько искусственный характер и преимущественно восходит к университетской латыни XVII–XVIII веков. По способу бронирования и форме элементов брони различают кольчуги (lorica hamata), чешуйчатые панцири (lorica squamata), ламеллярные доспехи (lorica lamellata), а также пластинчатые сегментированные доспехи (lorica segmentata), о которых и пойдёт далее речь. Как и другие вышеперечисленные названия, термин lorica segmentata является современным неологизмом — в античных источниках он не встречается. О том, как называли этот доспех сами римляне и называли ли как-либо вообще, мы не имеем ни малейшего представления. Тем не менее сегодня термин lorica segmentata имеет определённую традицию использования, он принят не только в академической среде, но и среди многочисленных реконструкторов, воспроизводящих облик римской армии императорского времени. Поэтому, несмотря на всю его условность, мы также будем пользоваться этим термином в дальнейшем за неимением лучшего. Римские легионеры на Колонне Траяна На протяжении последних 300 лет лорика являлась наиболее узнаваемым доспехом римской армии. Своей славой она обязана прежде всего изображениям на Колонне Траяна, воздвигнутой в 112 году в Риме в ознаменование победы над Дакией. Рельефный фриз Колонны воспроизводит историю Дакийской войны и включает почти 2000 человеческих фигур, изображающих римских солдат, их союзников, а также моряков, обозных слуг и варваров. Римские легионеры (622 фигуры) изображены единообразно облачёнными в лорики, в то время как солдаты вспомогательных когорт (461 фигура) и всадники (82 фигуры) обычно носят кольчугу или чешуйчатый доспех. Это неравномерное распределение вооружения породило в литературе множество разнообразных спекуляций, которые проникли в живопись и кинематограф. Здесь, в свою очередь, возникли новые мифы, которые продолжают оказывать обратное влияние на массовую культуру. К примеру, создатели эпического «Гладиатора» (1999), несмотря на весьма условный реализм показанного на экране оружия и доспехов, постарались всё же сохранить это различие между легионерами и ауксилариями: первые все как один изображены носящими лорики, а вторые показаны носящими кольчуги. Исследователи, специально изучавшие этот вопрос, неизменно подчёркивают, что изображения на рельефах Колонны являются произведением искусства, содержание которого в первую очередь определяли каноны жанра. Та степень единообразия военного снаряжения, которую мы видим на этом памятнике, является художественной условностью. В действительности снаряжение солдат римской армии в это время отличалось большим разнообразием. Например, на рельефах современного Колонне памятника — монументального Трофея Траяна из Адамклисси — римские легионеры в большинстве своём носят кольчугу и чешуйчатый доспех, а не лорику. Ту же вариативность военного снаряжения мы видим на рельефах Колонны Антонина, воздвигнутой в Риме между 176 и 192 годами в честь побед, одержанных императором Марком Аврелием в ходе Маркоманнской войны 166–180 годов. Наконец, остатки пластин и элементов крепления лорики в немалом числе обнаруживаются при раскопках укреплений, занятых солдатами вспомогательных отрядов. Эти находки свидетельствуют о том, что служившие в римской армии ауксилиарии носили лорику точно так же, как легионеры носили кольчугу и чешуйчатые доспехи. (продолжение следует) #ДревнийРим #лорика #сегментата #история #реконструкия #АлексейКозленко #доспех #панцирь #античность ![]() Бронзовая статуэтка римского солдата II века, облачённого в лорику сегментату. Британский музей, Лондон. ![]() Фрагмент рельефа Колонны Траяна, изображающий римских легионеров в тяжёлом вооружении. ![]() Фрагмент пьедестала Колонны Антонина Пия в Риме, изображающий сцену императорского апофеоза. Преторианцы облачены в пластинчатые панцири, по своему виду весьма схожие с тем, в который облачена фигурка солдата из Британского музея. В отличие от археологических находок, в которых нагрудная секция представлена цельной пластиной, здесь она состоит из нескольких частей. | |