Новости легиона

06 june 2016

Новобранцы в легионе и служба без военных действий.

«Они вырастали в труде под открытым небом, стойко выносили зной, не искали тени, не были знакомы с банями. Они были простодушны и довольствовались малым. Их руки были приспособлены к работе с любым инструментом. Еще в деревне они привыкли работать с железом, копать траншеи и переносить тяжести» (Вегеций. «О военном деле», 1,3). Это было причиной того что власти Рима предпочитали рекрутов из деревень, отдавая предпочтение сельским парням перед городскими жителями.

«Тот факт, что римляне сумели завоевать весь мир, можно объяснить только их военной подготовкой, лагерной дисциплиной и военной практикой».
(Вегеций. «О военном деле», 1, 1)

Четыре месяца для новобранцев превращались в ад, тренировки сменялись одна за другой. Зато по завершению этого срока, те кто выдержали все испытания, могли смело себя называть солдатами(milites). Те же кто не выдерживал - исключались из легиона.
Сначала испытуемые проходили строевую подготовку на плацу, тренируясь маршировать в ногу. Потом их выводили на дорогу настойчиво подгоняя, гнали их, пока они не проходили 20 римских миль(около 30км) за 5 часов.
И это было только начало, вскоре они должны были преодолевать это же расстояние с оружием и грузом. Кому не удавалось выдерживать темп, те "знакомились" с витисом (палка из виноградной лозы , атрибут власти) центуриона. Каждый вечер они с трудом доползали до своей казармы с ногами покрытыми волдырями и ободранными плечами, только для того, чтобы забыться сном на несколько часов и начать тренировки снова.
Новобранцев гоняли день за днем пока им не удавалось пройти уже 24 мили(36 км) за 5 часов, но и это было еще не все. Для того, чтобы стать легионером, им необходимо было преодолеть последнее испытание - марш в полной боевой выкладке, которая в себя включает доспехи, броню, кухонную утварь, колья для лагерного частокола, инженерные инструменты(для окапывания) и рацион на несколько дней. В конце марша они должны был разбить походный лагерь с рвом, валом и частоколом.
Изначально, для перевозки снаряжения, использовались повозки, но после легендарной реформы Мария, легионеры должны были таскать на себе все свое снаряжение и вещи. Это было сделано для того, чтобы сделать легион независимым и более мобильным. Однако легионеров с тех пор назвали "мулами Мариуса". Все снаряжение должно было весить по крайней мере 30 кг; доспехи и оружие весило примерно 20 кг.
В целом, легионеры каждый месяц проделывали 3 таких вот "дорожных" марша в течение 25 лет(это примерно 900 раз) Кто дожил до конца службы в среднем проходил 32400 км только в маршах. Такие тренировки приводили к тому, что легион мог двигаться быстрее большинства своих врагов, что часто было решающим фактором в войне.
Марш и строевая подготовка были лишь первой частью подготовки рекрутов легиона. Далее новобранцы проходили суровую тренировочную программу, которая включала в себя бег, прыжки и верховую езду, встречаются упоминания о некотором нормативе, в котором легионер должен был вскочить на лошадь 2-м седоком и по прибытию на место соскочить с нее, при этом требовалось подразделению моментально построиться в боевое построение. Скорее всего, такие "фокусы" необходимы для засад и быстрого перемещения групп войск в определенную точку.
Также если поблизости был водоем, обучали плаванью, кстати это обязательной частью подготовки дунайских легионов, например, VII claudia pia fidelis
Когда физическая подготовка становилась достаточной, тогда начинались тренировки с оружием. Римская подготовка базировалась на таких же методах, что использывали гладиаторы. Устанавливался тяжелый столб на плацу, равный примерно весу мужчины. Рекруты тренировались атаковать столб тяжелым деревянным мечом и использовали для защиты ивовый щит, который утяжелялся так, чтобы быть примерно вдвое тяжелее стандартного щита(скутум). Это была стандартная практика, все учебное оружие было тяжелее реальных образцов более чем 2 раза.
Во время тренировок, легионерам постоянно напоминали, что необходимо делать больше колющих ударов и поменьше рубящих, поскольку рубящий удар легче парировать. "Коли, коли" - звучит над тренирующимися голос центуриона. "Не бейте в лицо, бейте в живот, всегда бейте(колющий удар) в живот". "Когда отводите руку для удара, вы должны обязательно прикрыть себя щитом, особенно во время стремительного удара. Вы должны быть за щитом во-время выпада!".
Смысл в том, что построение позднереспубликанских (гастаты-принципы-триарии) и раннеимперских (легион Мария) было слишком плотным для рубящего удара. Да и оружие (гладиус) не предполагало в качестве основного удара рубящий (длина лезвия 50 см). Легионер стремился войти в плотный контакт с врагом, когда и длинные копья эллинистических армий, и длинные мечи варваров теряли свои преимущества. Когда бой идёт в тесносте гораздо удобнее наносить короткие тычковые удары из-за щита.
День за днем, неделя за неделей, в любую погоду, солдаты тренировались со своими деревянными мечами. В римской армии не обучали сходу личному умению легионера фехтовать, больше внимание уделялось умению стоять в строю и выполнять именно те удары, которые годяться в первую очередь в сражении в составе подразделения. Конечно же более опытные солдаты умели отлично обращаться с любым оружием, распространненным в легионе, но новобранцев учили азам.
Так же особое внимние уделялось метанию различных копий: дротиков, гаст, пилумов, тяжелых длинных пилумов
Метание тяжелого пилума стало популярно после того, как Легион стал сталкиваться с греческой фалангой и другой тяжелой пехотой, они расстраивали боевой порядок. Тяжелые пилумы имели удлиненный наконечник, пробивали щит и ранили противника(даже если не ранит, то уж щит точно испортит).
Помимо щита и меча каждый легионер должен был более-менее неплохо сидеть в седле, управляться с пращой, копьём, дротиками и луком.
Все солдаты были разбиты на отряды по 8 человек. С этими людьми они вместе ели, спали в одних палатках, ходили в бой, выполняли задания. В-общем жизнь каждого члена восьмёрки была неразрывно связана с остальными. Часто на легионерских надгробьях можно увидеть слово «frater» («брат». Армия была настоящей и часто единственной семьёй для легионера, поскольку жениться им было запрещено на всё время службы. Хотя детей иметь не запрещалось. Рождённый в военном лагере назывался «кастрис», таких охотно принимали в легион в след за отцом.
В периоды мирного времени члены легиона не сидели без дела. Они были основной движущей силой, рукой империи. Умудрённых в построении разных укреплений, легионеров использовали для постройки крепости и других сооружений. Они собирали налоги, выполняли функции местной полиции, служили в охране у знати.
Римские солдаты, выкованные в стальных легионах, оставались великими воинами, для которых было немыслимо запятнать честь себя и легиона. Этому способствовало правило круговой поруки, самым жёстким проявлением которого была децимация — казнь каждого десятого в легионе. Весь легион, а это 5000 человек делили на десятки вне зависимости от выслуги и звания. Каждая десятка тянула жребий, который и выбирал приговорённого. Этого солдата казнили остальные 9 товарищей, забивая его до смерти. Оставшихся в живых также переводили на скудную пищу и не разрешали им спать в стенах лагеря. Это была высшая мера наказания в римском легионе, её проводили за самые суровые преступления: потерю знамени, дезертирство или бунт.

Тренировки продолжались и после того, как новобранец становился регулярным солдатом. Ежемесячно солдаты могли совершать по три марш-броска с полной выкладкой. В конце каждого марш-броска солдатам приходилось возводить укрепленный лагерь, обнесенный рвом и земляным валом. Все это, вместе с упорядоченной внутренней структурой подразделений, являлось основой римской военной практики (Вегеций. «О военном деле», 1, 8—28; 2, 5, 23—24).

«Поседевшие солдаты, многие из которых были лишены какой-либо конечности после ранения, разменяли третий или четвертый десяток своей службы. Даже после демобилизации их служба не заканчивалась, и они оставались под знаменами (т.е. в «вексилла ветеранорум», продолжая переносить тяготы и лишения воинской службы, но только под другим названием» (Тацит. «Анналы», 1, 17).

 

 

Новобранцы в легионе и служба без военных действий.

 

 

 

Новобранцы в легионе и служба без военных действий.

 

 

Новобранцы в легионе и служба без военных действий.

 

 

Новобранцы в легионе и служба без военных действий.

 

 

Новобранцы в легионе и служба без военных действий.

 

 

Новобранцы в легионе и служба без военных действий.

 

 

Новобранцы в легионе и служба без военных действий.

 

2656
Поделиться с друзьями в: