Новости легиона

03 october 2023


краткий отчет о нашем мероприятии в Таврии.
Наши геодезические изыскания в формате живой истории на землях империи в Таврике связаны с поисками альтернативных путей которые могли быть использованы в римский период гарнизонами Крыма для перевозки грузов и переброски войск в неблагоприятный для каботажного плаванья период осенних и зимних штормов. Это обстоятельство так же указывает на тот факт что дорога должна проходить через перевал который не засыпается в зимний период осадками так как в этом случае прокладка дороги для дубляжа каботажа когда тот невозможен просто теряет смысл.. Так же немаловажным фактором является то что римские инженеры стандартизировали строительство важных дорог, к которым и относится VIA MILITARES как по характеристикам тела дороги, так и по ее геометрическим свойствам. Эти данные вы можете найти к примеру в законе 12 таблиц и в труде "Агроменсорум романорум". Так же ради чистоты эксперимента мы в этом году решили перебросится по дороге в полной выкладке и в снаряжении легионера и ауксилария. Сложность перехода так же состояла в том что из за ряда особенностей участков пути мы не могли взять вьючного мула так как животное могло повредить себе ноги при спуске. Поэтому нам пришлось нести все необходимое с собой. От лагеря до еды и воды, поскольку вода в горах Крыма тоже дефицит. В итоге общий вес снаряжения и инструмента для теодолитной сьемки составил порядка 52 кг .
Для определения первого участка предполагаемой дороги от Сюмбалоне в Байдарскую долину нашим товарищем Василием Семенюком была проведена работа по исследованию картографического материала, в следствии которого была найдена самая ранняя из всех известных карт с изображением "езжей для телег и повозок" дороги от северной части Балаклавы в сторону Байдарской долины. Нужно отметить тот факт что данная дорога оказалась не только удобной для прохождения в снаряжении и с грузом , но и имела все признаки СНиП римского характера. Площадки расширения полотна на подъёмах, плавные повороты, ширину полотна и самое главное удобные уклоны для движения войск и гужевого транспорта. Выработки полок дороги так же производились не взрывным методом а с помощью ручного инструмента, что хорошо видно на склонах в местах их прохождения. Для понимания важности соблюдения уклона внизу мы приводим фото планшета полотна с перевала чертова лестница. В результате этот участок в 12 км с подъёмом мы прошли за не полные 4 часа проводя замеры по пути следования. Окончив с этим участком было принято решение пройти мордвиновской лесовозной дорогой. До перевала чертова лестница дорога была вполне сносной для передвижения. Правда бросалась в глаза отсутствие каких либо сооружений для переправ через ручьи и речушки. везде только бродом. Римляне же даже для перехода в брод проводили специальные мелиорационные работы с устройством специализированного прохода по дну в местах перехода в брод. На мордвиновской дороге подобные конструкции отсутствуют вовсе. Но самое главное это тот факт что дорога закончилась у перевала чертова лестница который как мы выяснили еще в прошлом году непригоден для использования как римская военная дорога, двумя площадками для сброса леса вниз на южный берег. Ну а дольше дорога из за увеличенных сверх СНиП уклонов стала реальным испытанием для ее прохождения в римской полной выкладке как для людей так и для их снаряжения.. Этот факт а так же то что перевал лестница закрыт в зимний период и полностью не соответствует римскому описанию военной или государственной дороги, указывает на то что дороги ведущие к этому перевалу никогда не строились римлянами, а сложность их прохождения в снаряжении указывает на то что они не использовались для массовой переброски войск в римский период. Скорей всего это была тропа использовавшаяся местными жителями долины для связи с южнобережьем которую в 18 веке модернизировали для удобства вывоза древесины с реликтовых лесов. .
30033
Поделиться с друзьями в: