Новости легиона

25 october 2023


Изготовление тканей в Древнем Риме.

На протяжении большей части римского периода в Средиземноморье сохранились свидетельства существования двух основных типов ткацких станков: ткацкого станка с утяжелителем основы и двухлучевого ткацкого станка. Ткацкий станок с утяжелителем основы имел долгую историю до римлян. Это была вертикальная конструкция, часто прислоненная к стене, в которой натяжение основных (вертикальных) нитей поддерживалось с помощью грузиков. Несмотря на то, что это может показаться довольно простой технологией, ткацкий станок с утяжелителем основы может использоваться для изготовления сложных тканей с узорами, либо переплетенными, либо созданными различными системами плетения и контрастирующими натяжением / направлением прядения уточных нитей. Ткачихе приходилось рассчитывать идеальное количество нитей основы и оптимальное количество нитей, прикрепляемых к грузу, чтобы получить хорошо сбалансированную ткань, которая сохраняла бы свою форму. В зависимости от типа одежды или текстиля, который будет производиться, прядильщица и ткачиха определяли относительную жесткость нити основы и тип пряжи, используемой для изготовления утка.

Уток - это горизонтальное переплетение, создаваемое путем пропускания нити под перекосами и поверх них. Ткачиха стояла за ткацким станком с утяжелителем основы и вытягивала нить вверх, при этом переплетение начиналось в верхней части ткацкого станка и расширялось в направлении вниз. Это может быть очень тяжело для мышц рук, плеч и шеи! Для изготовления одежды очень больших размеров, такой как некоторые туники и, конечно же, тога, может потребоваться ткацкий станок длиной до 4 м, и на таком ткацком станке, вероятно, будет работать не один ткач. Кстати, для изготовления императорской тоги могло потребоваться до 35 км ниток и, по меньшей мере, месяц времени на ткачество.

Римляне также знали о двухлучевом ткацком станке, где натяжение, создаваемое грузиками, создавалось путем прикрепления перекосов к балке. На этом типе ткацкого станка ткачихи работали снизу вверх, так что можно было сидеть и работать. Двухлучевой ткацкий станок также позволил развить гобеленовое ткачество, технику, с помощью которой в римскую одежду было внедрено большинство украшений. Хотя мы иногда все еще читаем о "вышитой’ одежде, на самом деле это была очень редкая техника в римский период, большинство узоров были вытканы во время производства на ткацком станке.

На изготовление текстиля уходили сотни тысяч часов работы, – он был драгоценен в обоих смыслах этого слова. Для многих бедных людей их одежда была самой дорогой вещью, которой они владели. Вот почему у нас так много сообщений о кражах текстиля, его исчезновении из ванных комнат и даже передаче по завещанию.
Ткачество на ткацком станке требует огромного мастерства.
Почти все фрагменты античных тканей,которые нам доступны, скорее сотканы, чем вышиты. Dross-Kr?pe изучал греческие и римские тексты, чтобы уточнить, какие термины обозначают вышивку, ткачество гобеленов или даже ремонт одежды. Paetz gen Schieck составил список вышитых текстильных артефактов от египетского Нового царства до римского и позднеантичного периодов. Есть исследование о том, как украшалась ткань такими способами как вышивка, набойка, рисунок по утку, плиссировка или гофрирование.

ПыСы: и что теперь делать со всем этим изобилием материала? Пока просто выложим здесь фотографии реконструкции ткацких станков римской эпохи. А как нить повествования будет виться дальше - время покажет.
Прикрепляем файл сборника:
A Cultural History of Dress and Fashion in Antiquity - Mary Harlow
Bloomsbury Academic , 2018


Gleba, M. and J. P?szt?kai-Sze?ke eds.2013. "Making Textiles in Pre-Roman and Roman Times: People, Places, Identities."

#античность #термополия #ДревняяГреция #ДревнийРим #ткачество






30129
Поделиться с друзьями в: