Новости легиона

10 january 2017

Руководство по шоппингу в Древнем Риме

Руководство по шоппингу в Древнем Риме


Древний Рим был многонациональным городом, куда стекались люди и свозились товары из всего Средиземного мира и вне его границ. К концу I века до нашей эры в Риме проживало свыше 1 миллиона людей. Ни одному городу после не удалось достичь такой популяции, лишь Лондону в 1800 году.

Как и большинство городских жителей, римляне приобретали еду, одежду и другие товары у торговцев. У нас есть исторические свидетельства того, что розничная торговля процветала в городе, и что продавцы, что покупатели были одним из самых поразительных аспектов римской городской жизни.

Торговцы оседали в самых оживлённых районах города. Небольшие магазины и мастерские выстраивались вдоль основной транспортной магистрали, растекаясь за пределы улиц и колоннад. Поэт Марциал когда-то подметил, что пока император Домициан не наложил запрет на эту практику, Рим был похож на один большой рынок.

Рыночные торговцы, уличные продавцы и блуждающие лоточники, как правило, также обитали в центральных районах. Они собирались вокруг храмов, баней, форумов, цирков, амфитеатров, привлечённые коммерческими возможностями, которым сопутствовали крупные скопления людей. Продавцы в храмах предлагали вотивные предметы (различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания — ред.), например цветочные гирлянды, в амфитетрах — программки гладиаторских боёв, упомянутые Цицероном в середине I века до нашей эры. Скоропортящиеся продукты, которые уплетали на ходу, были обычным явлением на улицах Рима. Хлеб, колбасы, выпечка и нут идеально подходили для спешащего по делам римлянина.

Барельефы и росписи, обнаруженные в основном в Помпеях и в портовом городе Остии, свидетельствуют о существовании в Древнем Риме торговых киосков. На одной из них изображен бунт в амфитеатре — историческое событие, случившиеся в 59 году нашей эры между жителями Ночерии и Помпеев, о котором написал историк Тацит. На переднем плане заметны ларьки, установленные под тентами. На росписи с внешней стороны амфитеатра изображены аналогичные киоски.

На другом образце помпейской росписи показана картина ежедневного быта на форуме. Среди изображений судебных процессов, телесных наказаний школьников, общающихся людей и читающих публичные уведомления, мы можем найти навязчивых торговцев.

Некоторые из товаров лежат на полу. Например, мужчина торгует металлическими сосудами, а продавец горячей еды стоит возле огромного котла, который подвешен над огнём.

Руководство по шоппингу в Древнем Риме

 

Звери в клетке

Некоторые места для торговли были оформлены замысловатее. Торговец обуви устанавливал деревянные скамейки для своих покупателей и отмечал место для продажи с помощью занавесок, натянутых между столбами. Продавцы хлеба и овощей выставляли свои товары на деревянные столы или в корзинах на полу.

На мраморном рельефе в Остии изображён торговец овощами с большой корзиной, а на другом — женщина возле клетки с зайцами и цыплятами. На прилавке бочонок с улитками и две чаши для фруктов, наполненных, вероятно, инжиром. Возле лавки также пляшут две обезьяны, вероятно, для того, чтобы развлекать клиентов. Некоторые продавцы отличались мобильностью. Они носили свои товары на поддонах или в корзинах, закреплённых вокруг шей, как это изображено на погребальном камне из Нарбоны. На некоторых росписях показаны торговцы, которые вскинули одну руку вверх, словно обращаясь к толпе, а другой касаются своей продукции, приглашая клиентов ознакомиться с ней.

Мало того, что римские торговцы выделялись из толпы, так и их крики были слышны за версту. Они досаждали жителям характерными возгласами. Например, Сенека жаловался на лоточников, ошивающихся возле бани под его жильём. Он описывает шум, исходящий «от кондитеров с их разнообразными выкриками, продавцов колбас и всевозможных торгашей».

Другие авторы сравнивают плохую поэзию и речи своих соперников или врагов с криками торгашей, пресловутых «торговок рыб» их времени. Марциал уподобляет остроумие своего друга остроумию «торговца варенного нута» или раба, продающего рыбу, или «орущего повара, который торгует дымящимися колбасами возле закусочной».

Все эти древние литературные источники принадлежат перу высшего класса римлян, среди которых почти все считали торговцев лгунами и неоднократно ставили под сомнение качество их товаров. Гален утверждает, что некоторые недобросовестные продавцы были замечены за тем, что подмешивали человеческое мясо к свиному. Он отмечает, что на вкус оба вида крайне похожи, и несчастные клиенты не могу отличить одно от другого.

Автор V века заявляет, что некоторые торговцы держали яйца и лук в стеклянных чашах с водой для того, чтобы они казались больше.

Руководство по шоппингу в Древнем Риме
 

 

Декабрьский шоппинг в Риме
 

Рождественские рынки, которые сейчас так популярны в британских городах, возникли в Германии, но декабрьская торговля как традиция появилась ещё в Древнем Риме. Ближе к концу месяца римляне отмечали Сатурналии — праздник в честь бога Сатурна. Поэт Катулл называл это время года «лучшими днями» (очень поэтично — ред.). Тогу сменяли на более удобную одежду, дни проходили в застольях, рабам предоставляли временную свободу, а друзья обменивались подарками.

Традиционно, подарками выступали sigillaria — маленькие глиняные фигурки. Отсюда и название рынка. Торговцы продавали их на временных лотках или в тканевых кабинках на Марсовом Поле в центре того, что потом превратилось в средневековый город.

Нам известно, что рынок находился в Портике Аргонавтов, построенном генералом Агриппой в 25 году до нашей эры. Сатирик Ювенал писал, что в эти дни женщины требовали хрустальные вазы и кольца с бриллиантами, пытаясь не отставать от моды и соперниц.

Как и сегодня, декабрьские рынки создавали атмосферу праздника в городе. Взрослые выдавали деньги детям на угощение. Эта традиция позволила императору Тиберию усмирить политические амбиции своего племянника Клавдия. Он выделял ему деньги, чтобы тот тратил их на рынках, а не на политические должности.

Руководство по шоппингу в Древнем Риме
 

Торговать, чтобы выжить

В Древнем Риме и мужчины, и женщины одинаково принимали участие в розничной торговли как в качестве покупателей, так и продавцов. Однако существовала экономическая сегрегация. С одной стороны, уличные торговцы продавали повседневные продукты питания по низким ценам и, вероятно, удовлетворяли нужды клиентов с ограниченными средствами. Но многие из этих продавцов, скорее всего, и сами были бедными и занимались торговлей ради собственного выживания.

С другой стороны, богатые покупатели, которые желали своим пиром произвести впечатление на гостей могли посетить Мацеллум — роскошный продовольственный рынок. Тут торговали крупными рыбинами с аукциона по заоблачным ценам. Особо высоко превозносили барабули. Это было любимое место кредиторов, которым на руку выдавать в долг огромные суммы для покупки изысканных товаров. Автор «Жизнь двенадцати цезарей» и биограф Светоний задокументировал негодование императора Тиберия, которому три барабули обошлись в 30 000 сестерциев — сумма в 30 раз превышающая годовую зарплату легионера.

Наряду с рыбой покупатели могли приобрести мясо, часть из которого добывалось из жертвенных животных (христианским покупателям приходилось этого избегать). Среди других римских лакомств, которые можно было найти на этом рынке: певчие птицы, сони (грызуны — ред.), улитки.

Розничные торговцы часто навещали богачей в их своих собственных домах, иногда в спекулятивных целях. Овидий называл их лихом для любовника. Он жаловался, что продавцы всегда появляются тогда, когда ваша хозяйка находится в настроении для покупок, чем и пользуются торгаши. Утверждение, что у вас нет денег не всегда помогало, поскольку продавцы часто могли давать в кредит. Поэты также пошутил по поводу сексуальной угрозы, исходящей со стороны продавцов, предлагающих привилегированным женщинам облегчить скуку их домашней жизни.

Торговля была одним из наиболее заметных секторов городской экономики, где торговцы жестко конкурировали друг с другом за право стянуть деньги с покупателя. В этом смысле Древний Рим смело можно назвать современным мегаполисом.
 
Автор: Клэр Холлерэн

3470
Поделиться с друзьями в: