Новости легиона

08 march 2018

День почитания женщин в Древнем Риме

"Скажи мне, Марс, - читаем у Овидия, - почему матроны соблюдают твой праздник, раз ты занят делами мужчин?" (Ovid Fast, 169-170).
В тех же "Фастах" в ответе Марса подробно рассказывается история возникновения праздника женщин в Древнем Риме. Начинается она с пленения сабинянок, затем идет длинный рассказ, как женщины "пресекли войну мужчин", и это произошло в мартовские календы, то есть 1 марта, который и был признан праздничным днем для матрон - замужних женщин. "Жены блюдут этот день и почитают его", - продолжает рассказывать Овидий словами Марса. "Это пора их борьбы (против войны. - Р.Л.) и мольбы за приплод". В мартовские календы, узнаем мы дальше, был заложен храм в честь Юноны, матери Марса. Юнона (Гера) всегда была образцом благопристойности и блюстительницы нравов, в отличие от своего супруга Юпитера (Зевса).

"Любит ведь жен моя мать, любят мать римские жены. Вот почему эту честь мне вместе с ней воздают", - заключает свой ответ Марс. А дальше пожелание-приказ бога войны женщинам: "Чтите богиню цветами, цветы желанны богине. Нежным цветочным венком всё обвивайте чело. Так умоляйте: "Ты нам муки родов облегчи".

Таким образом, судя по легенде, 1 марта в Древнем Риме начиналось, как и в новые времена, с борьбы. И не просто борьбы, а борьбы против войны, борьбы за мир, за жизнь, за продолжение рода.
Как и в современном мире, в Древнем Риме прошли суровые времена. Кончились войны патрициев и плебеев, родилась римская республика, - не демократическая, но все же республика, то есть общественное правление. Нравы стали менее суровыми, на смену браку cum manu, где женщина находилась в полной власти мужа (буквально у него в руках), пришел брак sine manu (то есть без власти мужа). Женщина получила в семье имущественное и правовое равноправие. У женщины было право, например, затеять развод по собственному желанию. А главное, наравне с мужем (pater familia, главой семьи, включающей рабов и детей) она стала госпожой, хозяйкой, причем не только формально, но и фактически.

Римские замужние женщины - это не греческие затворницы, о которых неприлично было упоминать в мужском обществе, и не греческие гетеры, украшавшие философские беседы образованных мужчин. Римские матроны имели такой юридический и фактический статус, что и самые продвинутые современные женщины позавидовали бы им. Как и в современном мире, большинство свободных женщин, состоявших в законном браке, по крайней мере в период ранней и даже поздней республики, умели любить своих мужей, уважать их, быть преданными женами и нежными матерями. Они пользовались искренней любовью, уважением и почитанием своих мужей. И раз в году, а именно в мартовские календы 1 марта они - и это уже не легенда - наряжались в лучшие одежды, обвивали чело нежным цветочным венком и отправлялись в храм Юноны, где обращались с молитвой к своей покровительнице Юноне-Луцине, которая открыла им свет жизни, и умоляли ее облегчить муки родов. А затем праздничные и умиротворенные матроны возвращались домой и здесь их ожидал муж с традиционными подарками. Какими?

"Что мне, холостяку, делать в мартовские календы, - жалуется Гораций Меценату, - что значат для меня цветы и ларчик, полный дивных благовоний?" Ну, конечно, цветы и ларчики с благовониями (флакон духов!)... И все. Почему? А потому, что по закону супругам было запрещено делать дарения (donationes), то есть дорогие подарки, чтобы обеспечить полную имущественную независимость друг от друга. В римских юридических сборниках - Дигестах (Digestae) - есть целая глава, посвященная дарениям между мужем и женой. Она так и называется "О дарениях между мужем и женой". И начинается словами "Согласно нашим традициям дарения между мужем и женой не имеют силы... Император наш Антонин Август так говорит: предки наши запрещали дары между мужем и женой, оценивая благородную любовь только единством душ (сердец)". Но слова словами, а сухой закон гласит: "Если муж дал супруге в мартовские календы или на день рождения слишком большой подарок - это уже дарение, но если расходы, которые сделал муж, чтобы честно защитить себя, то это допустимо. Жена не сделается богаче, если подаренные деньги истратит на лакомства или кремы, помаду, благовония".

Такие законы в середине II века н.э. могли появиться только в случае, если в жизни любящие супруги видимо нередко отходили от традиций предков. Зато не очень любящие бдительно следили, чтобы супруг не обошелся мелочью, в противном случае она могла ответить бросовым подарком в день мужчин, в декабрьские праздники сатурналии. У Марциала читаем: "Сатурналий окончился весь праздник. А подарков ничтожных, даже меньших чем обычно, мне, Галла, не дала ты. Что же? Пусть мой декабрь пройдет впустую. Но ты знаешь, что скоро ведь и ваших сатурналий канун - календы марта: одарю я тебя тогда на славу" (Марциал, Эпиграммы V; перевод Ф.Петровского). Но это еще не все. Настоящий почет матрона получала по возвращении домой из храма Юноны. Здесь ее уже ждала вся фамилия: муж, чада, домочадцы, включая рабов и отпущенников. Муж и дочери преподносили подарки, вся фамилия усаживалась за стол, включая рабынь, и матрона на один день становилась mater familiale - мать семейства. И, как заботливая мать, она угощала всех членов семьи, включая рабов. "И рабов угощают за обедом матроны, так же как мужья в сатурналий" (Macrobius, Saturnalia I, 12, 7). Матроны приглашают рабов, как бы оказывая честь за послушание, мужья как бы оплачивают за безупречный труд.

1 марта, строго говоря, не был женским днем в современном понимании. Этот праздник не случайно назывался matronalii (матроналии), потому что это был праздник матрон, свободных женщин, состоящих в законном браке. Имущественное положение не играло никакой роли: это могли быть знаменитые римлянки и жены ремесленников и мелких торговцев, бедные женщины, которые вместе с мужьями жили на государственные пособия, то есть на бесплатные раздачи хлеба, вина, жены клиентов, мужья которых донашивали одежду патрона. Важны было только два обстоятельства: женщина должна была быть свободной по рождению или дочерью вольноотпущенника и находиться в официальном браке.

Во II в. н.э. для матрон устанавливаются некие нормы морали. У Ульпиана, юриста II в., читаем: "Если кто-нибудь вопреки закону о матроналиях пригласил дружка к замужней женщине, он совершил беззаконие, ибо дружка может принимать тот, кто с ним дружит, или вольноотпущенник, или раб (мужчина или женщина). Среди дружков могут быть педагоги". Матрону должно было отличать достоинство.
Об умершей дочери Плиний Младший пишет своему другу: "Ей не исполнилось 13 лет, но у нее был разум старухи, достоинство (dignitas) матроны и при этом детская прелесть".

по мотивам заметки "Международный женский день... в Древнем Риме" за авторством: Розы Ляст



Любовная песня, Помпеи (часть)
Любовная песня, Помпеи (часть)

 

Римский рассказчик
Римский рассказчик

 

 

Внутри римской виллы
Внутри римской виллы

 

 

Продавец произведений искусства
Продавец произведений искусства

 

 

Продавец ковров в Помпеях
Продавец ковров в Помпеях

 


Автор заметки: Толкачёв Алексей (Санкт-Петербург)

 

 

8347
Поделиться с друзьями в: