Новости легиона

10 july 2018

Медики в римской армии. Часть IIII. Врачебная квалификация.

Врачи, трудившиеся в госпиталях, должны были иметь специальную подготовку и обладать особыми качествами. Авл Корнелий Цельз, автор трактата «О медицине», отмечал:
«Он должен быть молод или по крайней мере близок к молодости. Он должен иметь руку твёрдую, верную, которая никогда не дрогнет; одинаково владеть и правой, и левой рукой, иметь ясный и проницательный взор и бесстрашное сердце. Его нечувствительность должна быть такой, чтобы, решившись вылечить больного и нисколько не трогаясь его воплями, он не торопился более, чем этого требуют обстоятельства, и не резал меньше, чем нужно. Он должен делать своё дело, как будто бы стоны больного ничуть не трогают его».

Работы Цельза, жившего в правление императора Тиберия, и других его коллег, в том числе знаменитого Галена, показывают, что доступные древним медицинские знания соответствовали многим современным стандартам. Римские хирурги умели искусно соединять переломы костей, вправлять вывихи, извлекать глубоко вонзившиеся наконечники стрел и удалять их обломки. Цельз и Гален подробно описывают, как следует останавливать кровь и сшивать края раны, нанесённой мечом на поле битвы или на арене цирка гладиаторами, которых посещал Гален. Цельз первым предложил метод ампутации через живую ткань, лигируя основные кровеносные сосуды. Способность ампутировать заражённую или гангренозную конечность спасла огромное количество жизней. Костные останки свидетельствуют, что римские врачи умели делать трепанацию черепа и даже несколько злоупотребляли этой сложнейшей операцией. Следы заживления на костях свидетельствуют, что пациент сумел после неё выжить и полностью восстановиться.

При проведении операций медики использовали сложный хирургический инструмент. Множество медицинских инструментов, напоминавших те, что применяются сегодня, было найдено при раскопках госпиталей в Нойсе (Германия) или Аквинке (Венгрия). К ним относятся несколько видов скальпеля, полые трубочки, крючки разных размеров, зонды, иглы, ножницы, пинцеты и щипцы, инструменты для окуривания и опрыскивания — одним словом, всё, что необходимо или просто годится для проведения хирургических операций. В 257–258 годах хирург, практиковавший в Аримине (Италия), небогатом городе среднего размера, имел набор из 150 предметов. Умение разбираться в инструментах и использовать каждый из них по прямому назначению подразумевает высокую степень профессиональной специализации и большой практический опыт.

Педаний Диоскурид, живший во второй половине I века н.э., был самым известным фармакологом античности. Его работа «О лекарственных веществах» содержит описания более тысячи различных медицинских препаратов растительного и животного происхождения. Например, корень мандрагоры содержит гиосциамин и атропин, и оба этих вещества входят в состав современных препаратов. Взятая в достаточном количестве, мандрагора может погрузить человека в бессознательное состояние для проведения хирургической процедуры. Однако, как отмечает Цельз, в этом случае существует риск, что «после этого мы уже не сможем разбудить человека, которого мы хотим усыпить таким образом». Другие анальгетики, отмеченные в текстах, — дикий салат, анис, сон, пасха и различные опийные зелья — помогали уменьшить или снять боль пациента до и после операции, но так и не стали анестезией в современном смысле слова. Римским хирургам, как и их коллегам более поздних эпох, приходилось полагаться главным образом на скорость и умение.

Некоторые целебные растения выращивались в саду при госпитале или же собирались поблизости. Другие материалы и препараты поставлялись издалека. Плиний Старший сетует по поводу дороговизны лекарственных растений, привозимых из далёкой Индии. Крышка с надписью ex radice britanica (экстракт корня широколистного дока) из Аквинка (Венгрия) свидетельствует об использовании лечебных свойств растения, отмеченных у Плиния Старшего. «Лечебное вино» в середине III века завозилось из Италии в пограничную крепость Карпоу на территории современной Шотландии.
В процессе излечения больные солдаты получали специальную диету. Цельз даёт подробные рекомендации, какие продукты особенно пригодны для питания больных. Остатки моллюсков, яиц, гороха и чечевицы были найдены при раскопках госпиталя в Нойсе. По-видимому, после выхода из госпиталя солдаты могли получить краткий отпуск. В нашем распоряжении есть папирус, который является отпускным свидетельством для нескольких солдат XXII Дейотара легиона, направлявшихся на море для полного восстановления.

Таким образом, при должном уходе у солдат были достаточно высокие шансы на поправку. Следы заживления полученных ран хорошо заметны на скелетах, обнаруженных археологами на военных кладбищах. Об общем количестве спасённых врачами жизней сложно судить из-за отсутствия статистики. Однако примечательно, что Гален, на протяжении четырёх лет бывший врачом в гладиаторской школе в Пергаме, за это время потерял всего двоих пациентов, в то время как при его предшественнике умерло 16 человек.

автор: Алексей Козленко
источник: Интернет-журнал Warspot

 

Врач и его инструменты. Греческий рельеф второй половины I века до н.э. – середины I века н.э. Пергамский музей, Берлин
Врач и его инструменты. Греческий рельеф второй половины I века до н.э. – середины I века н.э. Пергамский музей, Берлин

 

 

 

Врач извлекает стрелу из живота пациента. Рисунок А. МакБрайта
Врач извлекает стрелу из живота пациента. Рисунок А. МакБрайта

 

 

Набор римских хирургических инструментов
Набор римских хирургических инструментов

 

 

Рельеф с изображением набора хирургических инструментов
Рельеф с изображением набора хирургических инструментов

 

9836
Поделиться с друзьями в: