Пантеон Богов. Сложности строительства Пантеона
Римский бетон (лат. opus caementicium). Слово Caementum означало «бутовый камень», «тёсанный камень» и также каменные составляющие для наполнения полостей несущих стен. Камень являлся связующим элементом, который смешивался с песком и известью и после затвердевания превращался в конгломератную массу, похожую на сегодняшний бетон.
Бетон изготавливался из песка без примесей земли для большей прочности, извести, воды, с более или менее грубыми дополнениями, например путеоланская земля, осколки глиняных изделий, пеперин. Смесь приготавливалась в соотношении: 3 части песка к одной части извести, при применении морского песка: 2 части песка и 1 часть извести.
Смесь заливалась в полость между двумя стенами из обожженного кирпича и бутового камня, также применялась для заливки полов и для отделки стен. Существовал также способ постройки — opera caementicia, при котором цемент заливался между деревянных стен, которые после того как цемент затвердевал, удалялись, так что оставалась лишь цементная стена. Современные попытки повторить изготовление римского бетона показали, что римский бетон обладал высокой прочностью. Однако при его приготовлении могли возникнуть множество серьёзных нарушений, например, при применении морского песка, не полностью погашенной извести, слишком небольшом времени для отвердевания. Пантеон — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda). По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский. Световой поток в куполе храма Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы.
Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет. Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма. 13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV. День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых.
В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых. В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I. Одна из особенностей Пантеона — световое отверстие в куполе (окулюс). В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг).
Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым. Проблемы с куполом При строительстве купола Пантеона использовали бетон, но дело в том что бетон был слишком тяжелым и купол просто напросто обвалился бы. После ряда попыток построить купол другими способами архитектору пришла мысль заливать купол бетоном слоями при этом в каждый слой начали добавлять легкие материалы вместо тех которые первоначально использовались в обычном бетоне что бы облегчить бетон в него добавляли камень который образовывался после извержения вулкана, этот минерал настолько легкий что не тонет в воде.