Историография Legio V Macedonica

О ветеранах римской армии в Нижней Мезии и Фракии в первых веках н.э.

Страницы: 12 3 4 5



    

     Данные эпиграфики свидетельствуют о присутствии ветеранов и в других областях Нижней Мезии, расположенных в отдалении от Дунайской границы. Их надписи найдены на территории современных Великотырновского (18), Плевенского (19), Разградского (20), Русенского (21) округов НРБ. Проникали ветераны и далее в глубь Нижней Мезии, о чем свидетельствуют находки их военных дипломов и надгробий в 50-70 км к югу от Дунайской границы (22). Значительное их число проживало в области к северу от Балканских гор, которая первоначально относилась к Фракии, но позднее вошла в состав Нижней Мезии, в частности, на территории города Никополис ад Иструм (23). Уже во второй половине I в. н. э. появляются они на западе фракийских земель - в городе Монтана и округе (24). Как и на Дунайской границе, в области между Дунаем и Балканами проживало немало ветеранов I Италийского, V Македонского, XI Клавдиева легионов, а также вспомогательных войск, размещенных в Нижней Мезии.

      Данных о присутствии получивших отставку воинов к югу от Балкан, на территории провинции Фракия, относительно немного, но они свидетельствуют, что и эта область являлась важным направлением колонизации. Так, на западе и в центральных районах Фракии они проживали на территории городов Пауталия (25), Сердика (26), Филиппополь (27), Августа Траяна (28). За редким исключением, найденные здесь надписи ветеранов относятся ко второй половине I - первой половине III вв. н. э. Во Фракии селились бывшие воины римских войск, размещенных в этой провинции, в соседней Мезии, а также расквартированных вдали от Фракийских земель. Но обращает на себя внимание явное преобладание на этой территории ветеранов фракийского происхождения (29). Заметим, что присутствие последних засвидетельствовано и к северу от Балкан, но там они составляют незначительный процент.

      В I в. н. э. на востоке и юго-востоке фракийских земель были основаны римские колонии. Плиний Старший, перечисляя населенные пункты на фракийском побережье Боспора, указывает на существование здесь колоний Флавиополь и Апри (NH. IV. 11. 47, 48). Последняя упоминается и Птолемеем (III. 11. 7). Полный титул этой колонии - Colonia Claudia Aprensis (CIL. III. 386) - говорит о том, что она была основана при Клавдии. В обеих колониях проживало, вероятно, немало ветеранов (30).

      При Веспасиане на месте фракийского поселения в стратегии Астика или по соседству с ним был основан Деултум (Colonia Flavia Pacis Deultensium), неоднократно упоминаемый в нарративных источниках (31) и надписях (32). Кроме того, известно большое количество монет города, на реверсе которых в различных сокращениях обозначен полный титул колонии (33).

      Основание колоний ветеранов во Фракии - провинции, где численность римских войск всегда была незначительной, в ранний период римского господства могло преследовать цели стратегического порядка (34). Однако местоположение Деултума в плодородной местности позволяет предположить, что первостепенную роль в жизни его населения играло земледелие. Аграрный характер этой колонии подтверждается и данными нумизматики. На монетах Деултума часто встречаются изображения Деметры (35), Диониса (36), сцены пахоты (37).

      Весьма вероятно, что земли на территории Деултума подверглись центуриации, но о ее характере нам ничего не известно. Нет никаких сведений и о размерах участков, принадлежавших колонистам-ветеранам (38). Отметим лишь, что в расположенных к западу от фракийских земель провинциях Далмация (39) и Паннония (40) величина земельных наделов получивших отставку рядовых легионеров не превышала одной трети центурии. Это являлось, очевидно, обычным и для других областей империи, хотя случаи, когда ветераны получали участки большого размера, известны (41). Офицеры и преторианцы получали наделы, в полтора-два раза превосходившие участки рядовых легионеров (42). Размеры наделов могли зависеть и от качества земли, но обычно ветеранам выделялись лучшие пахотные земли (43).

     Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющее большинство ветеранов проживало в районах, отличающихся и по сей день наиболее плодородными почвами: на территории Дунайской равнины, Верхнефракийской и Бургасской низменностей, в Добрудже.

      Конкретные же упоминания о земельных владениях ветеранов в эпиграфических памятниках, происходящих из фракийских земель, весьма красноречивы. Так, в надгробных эпитафиях ветеранов II в. н. э. из Нижней Мезии большое значение придается тому факту, что они погребены «на собственной земле», «в своем имении» (44).

Страницы: 12 3 4 5



Поделиться с друзьями в: