Историография Legio V Macedonica

О ветеранах римской армии в Нижней Мезии и Фракии в первых веках н.э.

Страницы: 1 2 34 5




      До последнего времени исследователи балкано-дунайских провинций относили ветеранов к привилегированной части населения, представители которой на основе достаточно высокого уровня материального благосостояния имели возможность занимать важные посты в городском и сельском самоуправлении (60). При этом считалось, что сопровождавшее отставку ветерана денежное вознаграждение являлось довольно значительным (61). Однако польский исследователь Л. Мрозевич, изучая состав провинциальной аристократии Нижней Мезии в первые три века н. э., пришел к выводу, что число ветеранов в ее среде было крайне незначительным (немногим более 7%). По мнению этого автора, именно относительно низкий уровень благосостояния большей части ветеранов не позволял им занимать высокие посты в магистратурах провинциальных городов и сел (62).

      Действительно, размеры вознаграждения, которое получали ветераны, выходя в отставку, невелики. Так, по сообщению Диона Кассия, при Августе размеры praemia militaria составляли 20 тыс. сестерциев для преторианцев и 12 тыс. для легионеров (Dio Cass. 55. 23. 1). Между тем, из подсчетов Колумеллы следует, что в середине I в. н. э. югер земли в Италии стоил 1 тыс. сестерциев (Col. III. 3. 8). Даже учитывая, что в провинциях земля была, как правило, более дешевой (63), ветеран, намеревавшийся заняться сельским хозяйством, мог на полученные при отставке деньги приобрести только небольшой земельный участок. А ведь помимо покупки земли, ему предстояло обзавестись необходимым инвентарем, обеспечить хозяйство рабочей силой и т. п. Размеры вознаграждения были увеличены до 25 тыс. сестерциев преторианцам и 20 тыс. легионерам при Каракалле (Dio Cass. 77. 24. 1), однако в это время покупательная способность денег была уже значительно ниже, чем в I в. н. э. (64) Следовательно, денежное вознаграждение не было значительным, и его нельзя рассматривать как залог будущего материального благополучия. Последнее определялось тем, какую сумму сумел накопить воин за время своей службы. Размеры этой суммы зависели от многих обстоятельств, в частности, от воинского звания, пройденного боевого пути, наконец, личных качеств. Далеко не всем ветеранам удавалось накопить значительные средства, и многие из них, оседая на провинциальных землях, пополняли ряды мелких и средних землевладельцев.

      Однако исследование источников показывает, что ветераны играли в самоуправлении городов и сел Нижней Мезии роль, более значительную, чем полагает Л. Мрозевич. Если использовать его же систему подсчетов, то следует учесть, что из примерно 130 надписей ветеранов более 15 - это военные дипломы, в которых нет никаких указаний относительно общественного положения их владельцев после отставки. Кроме того, число ветеранов, занимавших в Нижней Мезии административные и жреческие должности, достигает 20, а не 11, как считает Л. Мрозевич. Следовательно, должностным лицом был почти каждый пятый ветеран из числа поселившихся на этой территории. Соответственно несколько возрастает и доля ветеранов в среде провинциальной верхушки Нижней Мезии в целом (65).

      Итак, проникновение ветеранов во фракийские земли началось с середины I в. н. э. Особой интенсивности оно достигает во II - первой трети III вв. н. э. - в период относительного экономического и культурного расцвета Нижней Мезии и Фракии в рамках Римской империи.

      Селились ветераны главным образом на территории к северу от Балканских гор, особенно вдоль Дунайской границы Нижней Мезии (на территории таких важных военных центров, как Эскус, Нове, Трэзмис), в Малой Скифии. Проникали они и в районы, отдаленные от Дуная - на территорию городов Монтана и Никополис ад Иструм. Колонизация ветеранов во Фракии к югу от Балканских гор отличалась меньшей интенсивностью, хотя именно здесь была основана единственная известная во фракийских землях колония ветеранов Деултум. Немало ветеранов проживало на землях Пауталии, Сердики, Филлиппополя и Августы Траяна.

      В Нижней Мезии большинство известных из надписей ветеранов до отставки служило в размещенных здесь воинских частях и впоследствии избрало местом жительства земли в непосредственной близости от военных лагерей. Во Фракии значительную часть ветеранов составляли местные уроженцы, вернувшиеся после службы в родные края.

      Колонизация ветеранов в Нижней Мезии и Фракии носила преимущественно аграрный характер. Вышедшие в отставку воины приобретали земельные участки, становились владельцами вилл на этой территории. Некоторые из них, сумев накопить за годы службы значительные средства и умножить их за счет доходов от поместий, получали доступ к магистратурам в городском и сельском управлении, занимали важные жреческие должности. Но большинство ветеранов, не достигнув подобного уровня благосостояния, пополняло ряды мелких и средних землевладельцев Нижней Мезии и Фракии.

Страницы: 1 2 34 5



Поделиться с друзьями в: